На первую страницу сайта

ДУХОВНЫЙ ПОСОХ


содержание

Духовные, державные и культурные святыни России

Рождественские чтения

Каждое общество, желая своего продолжения, находит в своей истории примеры, личности и возводит их деяния в ряд своих высоких ценностей, объявляет их образцами, которые следует знать, которым следует подражать, на которых следует воспитывать. История России имеет великое множество таких примеров в разных сферах общественной, военной, научной, культурной жизни. Особое место занимают почитание духовных ценностей православия. И здесь, конечно, мы ведем речь, в первую очередь, о святых.

Владимир Иванович Даль в своем словаре определяет понятие "святой", как "духовно и нравственно непорочный, чистый, совершенный; все, что относится к Божеству, к истинам веры, предмет высшего почитания, поклонения нашего, духовный, божественный, небесный... Святым зовут вообще все заветное, дорогое, связанное с истиною и с благом".

Действительно, когда мы говорим о чем-то, что это святое, и употребляем это определение вне православной церкви, мы все равно понимаем под этим толкованием (и подчеркиваем) обладание божественной благодатью, заветность, истинность, величие и важность.

То есть, мы ориентируемся в этом определении на сферу духовную, на сферу идеальную.

Можно взглянуть еще на одну грань слова святой, в его исконной дохристианской сути. Это - праздник: свято (украинский), святки - это как бы предчувствие православного понимания святости, как, отнюдь не частого, прорыва от повседневности к празднику, от будней к светлому, к "святому".

Святой человек в нашем представлении имеет связь с Богом, причастен к высшему миру, ибо его он выбрал для посредничества с людьми. Святость для нас - это жертвенность во имя людей, во имя народа, во имя Отечества. В понимании русских людей святость и определяла вершинность поведения, нравственную высоту и, взглянув на сонм русских святых, мы и можем, в определенном понимании, представить смысл, признаки русской духовности.

Россия имеет свой великий Божественный духовно-исторический дар. Ее история, ее пространство, ее память расцвечены, насыщены, заселены святыми местами, святыми подвижниками и праведниками, обозначены духовными святынями, обрамлены полями ратного подвига и курганами славы, драгоценными примерами служения народу во всех сферах бытия.

Великое движение паломничества по святым местам нашей Церкви, к чудотворным иконам, к мощам русских святых стало непреложным фактом. Конечно, очень важно, чтобы это не носило чисто туристско-экскурсионный характер, а создавало внутреннее благодатное состояние, способствовало укреплению православного мироощущения и предметно утверждало идею служения России. Посещая храмы, монастыри, конечно, надо постигнуть и земную жизнь святого. Наша агиография, т.е. совокупность житий святых, житийная литература за последние годы наполнилась многими разнообразными изданиями и дает возможность постичь духовную географическую карту святых мест Руси.

Великий вдохновляющий сонм русских святых встает ныне перед нами. Первые из них страстотерпцы Борис и Глеб стали таковыми после мученической смерти, предав себя таковой, чтобы остановить цепь насилия. Уже это прославление обозначило глубину усвоения христианства русскими людьми.

Второй русский святой преподобный (т.е. святой монах) Феодосий Печерский обладал кротостью и смирением и в то же время невиданной твердостью духа и решительностью. Известно, что, будучи игуменом монастыря, он ввел строжайший греческий устав, проводил ночи в молитве после самой тяжелой и черной работы днем. Не делая никаких запасов в монастыре, он все приобретенное раздавал бедным. Будучи кротким и тихим, он яростно обличал неправедность киевского князя Святослава (изгнавшего старшего брата с престола). Тот пытается примириться, но Феодосий не терпит нарушений законов Божиих, законов человеческих.

Самый известный и давно почитаемый во всех российских землях святой преподобный Сергий Радонежский показал высочайшие образцы святости, был носителем особой таинственности, духовной жизни, аскетизма, кротости, он работал наравне со своей братией и даже больше ("аки раб"). Его черты - заступничество за сирых, малых и убогих, за обиженных, благотворительность и помощь нищим и одновременно общественные, политические действия, но не профессионального деятеля, а личности, ощутившей свое призвание и преодоление (это и посольская миссия в Нижний Новгород к князю Борису, захватившему княжество, благословение князя Дмитрия на всенародную борьбу против татаро-монголов). Вероучительное и общественное служение были отличительной чертой русской святости. В этот ряд я бы поставил и святого благоверного князя Александра Невского, сохранившего христианскую Русь перед лицом превосходящих западных и восточных врагов мечом, словом, переговорами и верой. Вот уже эти первые святые Руси - братья-страстотерцы и святые монахи, кроткие и непримиримые к грехам, желающие жить по законам Евангелия и не уходящие от болей и забот Отечества, жертвенные подвижники от власти - во многом определили состояние нашего русского духа, а их биографии, образ жизни и тип поведения во многом поучительны для нас, русских людей. И потому должны быть знаемы, поняты и ныне.

Святыни Древней и Святой Руси, ее святые укрепили дух народа, Московское княжество. Свержение 300-летнего татаро-монгольского ига и воспринималось как избавление от Божией кары за подвиги святости. Москва становилась в глазах людей спасительным центром, способным вести народ к Божиим вершинам. И недаром, именно в XVI веке, по инициативе митрополита Макария, причисленного уже в наши дни к лику святых, на Церковных Соборах 1547 и 1549 годов было прославлено 40 русских святых, почитаемых дотоле местно.

Поле святости расширялось, по всей Руси собирались жития, свидетельства чудес новых русских святых, составлялись новые жизнеописания. Ряд русских святых, их канонизация не прерывалась и в синодальный период (Димитрий Ростовский, Паисий Величковский, Серафим Саровский, старцы Оптиной пустыни).

Может быть, самым выдающимся в истории русской святости было Великое Прославление Архирейского Собора августа 2000 года, когда к сонму святых причислен был личностный легион страстотерцев, мучеников, ратников христовых. И, если ранее прославленные святые вошли в храм, представлены в многочисленных иконах, изданиях, то новомученики, за исключением Николая II, известны не самому широкому кругу верующих, и надо, чтобы все святые места, связанные с их земной жизнью, вошли в паломнические маршруты. И что нам всем предстоит сделать - включить и эти святые места на Русской земле в общие паломнические маршруты православных людей, да и всех соотечественников.

Если окинуть Русь взором, то можно с восторгом увидеть, что вся наша земля расцвечена святыми очагами, местами чудес и благодатных источников, сияет небесным светом храмов и монастырей, где покоятся святые мощи, там и сям высятся кресты и надгробные памятники героям и созидателям, везде, даже в самом отдаленном районе, есть дорогое, связанное с прошлым, святое место.

Мне хотелось подчеркнуть и указать и на другой ряд святых мест, не всегда, видимо, напрямую связанных с церковью, православием, но происходящих от явлений и событий, которые покоятся на христианских ценностях и постулатах церкви. И эти памятники прошлого, свидетельствуют о героях, укрепляют наш дух, а, как известно, хуже всяких поражений - упадок духа.

Мы не можем жить без корней прошлого, без знания нашей истории, а корни у нас живы. Мы должны помнить, что вместе со священником спасать народ, Отечество, Святую Русь становился богатырь, воин, герой.

Богатырское сословие всегда было уважаемо и прославляемо на Руси. Оно было нашим рыцарством, герои были нашими атлантами.

В очерке "Служба героев" русский публицист и писатель Михаил Осипович Меньшиков писал: "Не раз великая империя наша приближалась к краю гибели, но спасло ее не богатство, которого не было, не вооружение, которым мы всегда хромаем, а железное мужество ее сынов, не щадивших ни сил, ни жизни, лишь бы жила Россия".

Поэтому в разряд святых мест я без сомнения включаю знаменитые три русских поля: Куликово, Бородинское, Прохоровское, тем более что ныне на всех этих полях стоят храмы в честь павших в этих драматических и спасительных битвах.

Стараниями туляков создана энциклопедия Куликова поля, выходит одноименный альманах, проводятся ежегодные крестные ходы. На Прохоровском поле, где высится звонница зодчего и прославителя отечественного подвига Вячеслава Клыкова, в июле мы проводим ежегодные Прохоровские военно-патриотические чтения, вручаем премию "Прохоровское поле" за лучшую военную повесть. Сталинград, Вязьма, Брянский лес, Волхов, Орел, дорога жизни у Ладожского озера, Смоленск - сколько их мест высочайшего героизма наших воинов, которые не должны быть забыты, особенно сейчас, когда проходят дни, месяцы и годы, связанные с 60-летием Великой Отечественной войны.

Думаю, что поход по местам боевой славы отцов, одним из организаторов которого мне пришлось быть в 70-х годах, приобщил многих мальчишек и девчонок, юношество той поры, к подвигу отцов Великой Отечественной войны. Уверен, что и ныне, отправляясь к святым местам, паломнический автобус, группа школьников, взвод солдат должны остановиться у памятника героев, зайти в их музей, да и поправить оградку вокруг могилы солдата, священной могилы воина. Надо поддерживать поклонение героям, ибо это поддерживает высоту страны, это поддерживает мужество сегодняшнего молодого поколения.

Подлинная русская культура, классическая отечественная литература, ставшая всемирной ценностью, покоятся на православной основе, являются в лучших своих образах художественным воплощением истины Божией. Святейший Патриарх в своем приветствии писателям, пишущим на исторические и духовные темы писал о безбожных временах: "...вспомним, что в те долгие годы гонений, когда "Закон Божий" в школах был запрещен, да и сами книги "Священного писания" ценились дороже золота, именно преподавание классической отечественной литературы сеяло семена веры в души людские". Выдающийся русский философ Иван Ильин видел, например, в А.С. Пушкине воплощение русской духовной очевидности, породившего спасительную традицию свободно из сердца созерцать Бога и поддерживать свои, Богом хранимые, национальные и духовные силы. Мы поклоняемся гениям русской литературы и культуры, свято чтим их классическое наследие. Поэтому Михайловское и Тарханы, Овстуг и Вешенская, Старая Руса и Константиново естественным образом входят в карту святых, героических, памятных мест России. Места, связанные с художественными и духовными гениями великой России Пушкиным и Тютчевым, Достоевским и Чеховым, Мусоргским и Глинкой, Чайковским и Римским-Корсаковым, Суриковым и Нестеровым, и других великих сынов России - места нашего поклонения, места нашей памяти.

Два года назад Всемирный Русский Народный Собор провел выдающуюся Соборную встречу "Вера и знание", на которой Святейший Патриарх, президент Академии наук, иерархи церкви, академики, богословы и ученые доказательно и убедительно показали, что Вера и Знание отнюдь не антагонисты, а научное знание - естественный, необходимый инструмент в жизни. На Соборной встрече академик Бехтерева, занимающаяся высшей нервной системой - мозгом человека - сказала, что мы многое постигли в механизме мышления, но и остановились во многом, зашли в тупик, понимая, что там уже действует рука Высшего Творца. Русская отечественная наука в своей основе, у лучших, вершинных ее проявлений, покоилась на православном мироощущении. Ее гениальные умы, творцы: самый выдающийся хирург XIX века Пирогов, самый гениальный ученый на грани XIX и XX веков Дмитрий Менделеев, самый глубокий русский педагог Ушинский, самый выдающийся физиолог, лауреат Нобелевской премии Иван Павлов - были людьми глубоко верующими, укорененными в православии. И думаю, что на карте святых, духовных и памятных мест России должны быть запечатлены имена великих ученых, ее сынов-подвижников, героев Дела, Действия, вместе со всем народом укреплявших православную державу, прокладывающих новые пути во всех отраслях к человеческой мысли, знаниям, созиданию.

Наша давняя мечта - чтобы была подготовлена и издана История Отечества, в которой пересеклись бы все причинные связи и линии, предстали бы на ее страницах святые и ратники, любомудры и словотворцы, гении культуры и науки.

Нет, я не за то, чтобы из истории уходили поражения, ошибки, грехи личностей и даже народа, но я за то, чтобы святой героический ряд соотечественников выстроился и встал богатырской заставой в умах и памяти поколений.

Нам всем сегодня предстоит в сознании молодых людей соединить воедино духовную, общественную, социально-культурную, научную историю России, расположив на ее координатах все православные возвышения, ее святых, все великие ратные, духовно-культурные, научные и мировые достижения, ярко представив святых героев-воинов, подвижников, гениев слова, кисти, музыки, великих ученых, созидателей, благотворителей, милостивцев - всех тех, кто отстоял, укрепил, прославил Россию и православие.

Создание такого атласа, карты, истории святых, героических, памятных мест - одна из итоговых задач наших Рождественских чтений.

2002

Русские ценности

Слово на Соборной встрече,
посвященной русской духовности
.

На долю России, русских людей выпало великое множество деяний, которые живительно окропили Запад, защитили и предостерегли весь мир. Истекая кровью, Русь оградила Ренессанс Европы от татаро-монгольского ига, низвергла всемирного тирана Бонапарта, в 40-х годах ХХ в. спасла мир от зла. В начале ХХ века Россия оплодотворила Запад и Америку своей культурой, привнесенной русской интеллигенцией и отторгнутой революционной властью. Она показала невиданные успехи в созидании и гибельность некоторых путей движения - образец и предостережение.

Поистине Россия прошла через муки распятия в поисках лучших путей для человека и человечества. И, как Спаситель, выстрадала больше всего сама. Но, может быть, ее культурное сияние, жертвенный подвиг ее обозначают искупительный выход из тупика, в котором оказалось все человечество. "Других спасал, а себя спасти не можешь", - кричали фарисеи распятому Христу. Злоба, пошлость и эгоизм мешали осознать подвиг Христа во имя людей. Весь мир, Европа не постигли пока подвига России. Всемирный Русский Народный Собор есть место, где мы советуемся о путях, по которым ответственно и осторожно должна двигаться Россия. Ни наш исторический опыт, ни наши пока еще необозримые просторы не позволяют нам делать резких, неосмысленных, заимствованных в чужеземье, не принятых народом решений. Революция и перестройка показали гибельность подобных шагов.

Мы должны опереться на истинные ценности России, на краеугольные камни, на которых она покоилась свыше тысячи лет. Только путь духовного укрепления, творческого созидания, приращения Делом, Трудом может быть путем плодотворным.

Ныне, в смятенное и отягощенное мраком время, только этот путь единственно верный. И сейчас, когда многие растерянны, обессилены, ищут варианты жизни, мы можем обратиться к Сергию Радонежскому - строителю русской духовной культуры. Говорилось: "Преподобный в жизни своей не терялся в искании, но устремленно восходил и строил". Его доспехи - вера, знание и строительство вдохновляли потерявших надежду, уставших. И мы нынче только верой, знанием и строительством можем заменить разрушительное отрицание, неверие, легкомыслие, предательство.

Для русской нации, взращенной на православной культуре, христианские ценности не только привносят мудрость, но и прорастают сквозь века Веры в суть народного бытия, общественных взглядов, образа жизни. Христианские ценности и есть ценности России, даже известный всем кодекс строителя коммунизма, самым решительным образом перефразируя их, заимствован у христианства.

Однако нет сомнения, что каждая нация и культура имеют свои индивидуальные особенности, и, говоря о вселенском мироощущении русских людей, о русском всечеловеке, можно согласиться с Розановым, критиковавшим созданный в отечественной философии образ русского всечеловека, "болевшего душою за весь мир, но мало думавшего о России". Давно пришло время всем поболеть за Россию.

Давно пора выделить те ценности, которые являются необходимой частью жизни русских людей, без которых русские люди теряют существенную часть своего историко-генетического облика.

Вычленяя эти духовно-метафизические, философские, державные ценности, мы хотели бы обратить взор наш на православно-бытовые, семейные, обиходные ценности, на реальные очаги, высоты, образцы, которые нам надо постигать, которые нам надо защищать, которые нам надо утверждать в сознании миллионов русских людей.

На Всемирном Русском Соборе мы приняли очень важный документ - "Берегите святыни наши".

Думаю, следует вспомнить наставления великого Пушкина: "Нельзя прощать "клеветникам России", особенно тем, которые в ответ на русскую ласку "способны клеветать на русский характер, мазать грязью священные страницы наших летописей, поносить лучших сограждан и, не довольствуясь современниками, издеваться над гробами отцов". Закон в России не мог применяться без совести, без чести, без патриотизма, без жалости.

У нас с нашим телевидением отмирают добрые чувства. Зато культивируются дурные и злые: жестокость, гнев, мстительность, жадность. Еще недавно все это внушало людям страх, а ныне многим импонирует, ибо показывает волю, энергию, властность. Одновременно утверждает и бессилие добрых чувств.

Ослабление сопротивления злу вызвано многими причинами, в том числе и удесятеренной, умноженной на технические достижения изощренностью зла, и отсутствием страха перед наказанием последнего, выступающего в виде киллеров, организованных банд, государственных преступников, и немощью правосудия. Имеет место и укоренившаяся идея непротивления злу силой. Уроки этого непротивления столь велики, что это стало причиной многих бед и катастроф России ХХ века. Великий мыслитель Иван Ильин говорил о соблазнительной видимой легкости толкования Христова откровения, внушавшей, что любовь есть гуманная жалостливость, что любовь исключает меч, что любит не тот, кто борется, а тот, кто бежит от борьбы, что жизненное и патриотическое дезертирство есть проявление святости, а таким образом, можно предавать дело Божие ради собственной моральной праведности. И призыв Христа любить врагов относился к врагам человека, а не к врагам Божиим. И резкий вывод: "Никто не вправе прощать чужие обиды или предоставлять злодеям обижать слабых, развращать детей, осквернять храмы и губить родину".

Так, христианская любовь имеет не только утверждающий, но и карающий меч. Вдохновляемая любовью к Богу, к святыням, к родине, к ближним, борьба со злодеями и злодейством необходима.

Любовь и меч связаны с Архангелом Гавриилом и Георгием Победоносцем. "Учитесь христианской любви у Преподобного Сергия, Патриарха Гермогена, у Александра Невского и не учитесь у Льва Толстого и его последователей. Помните, в любви нужна не только мука за другого, но и гроза за него".

Мы должны очертить те ценности, которые для нас являются безусловными и абсолютными. Мы должны предостеречь от лукавой политики выдать за подлинную культуру всякого рода подделки. Мы опираемся на историю России, на ее святыни, на выходящий на первый план инстинкт национального самосохранения.

Мы, к сожалению, должны констатировать, что почти весь послеоктябрьский период отличался резкой русофобией среди руководителей страны (достаточно назвать Троцкого, Свердлова, да и Ленина, а затем и Хрущева, Андропова, Горбачева - все руководящие члены партии и государства улюлюкали в адрес России, называли ее не иначе как "патриархальная", "кондовая", "отсталая", "бескультурная", а в последний советский и постсоветский период "нецивилизованная", "неадекватная", "имперская"), а также в средствах массовой информации, среди так называемых людей науки, в литературных кругах.

Русские в РФ составляют 85% населения, и потому главным вопросом в России, имеющим не локальное, а всеобщее, мировое и, если хотите, судьбоносное значение, является русский национальный вопрос. По численности русские уступали в конце XIX века лишь китайцам, а сейчас американцы и индусы превзошли нас, близки к этому японцы, индонезийцы, бразильцы.

Всемирный Русский Собор на своих встречах прочертил ряд важных направлений, которые являются опорными. Они выстраиваются по линии: Бог - Храм - Семья - Школа - Община (коллектив) - "малая родина" - Родина - Мир - Бог.

Попробуем и мы очертить внутри этого поля те некоторые направления, осмысления и действия, вокруг которых, как нам кажется, и следует выстраивать русскую платформу, искать и определять ценности России.

Итак, линии русской платформы: Духовная. Государственно-историческая. Идеологическая. Русское Дело. Труд во благо Отечества и человека; Внешнеполитическая (границы, союзники). Культура. Военно-патриотический дух. Армия. Борьба с неправедностью, с преступностью. Русские люди. Подвижники. Поиск лидеров. Кризисы и выход из них. Будущее России. Объединяющая идея. Символы Отечества.

Нужно познать Россию и создать своеобразный информационно-статистический фонд "Россиянин", где собирать экономико-статистические, культурологические историко-сравнительные данные о России, о людях Отечества, о практических делах в области экономики, культуры, религии. Очень важно обеспечить выход русским, русской идее, нашим ценностям на ТВ. И тут могут быть законодательные инициативы, кампании неповиновения, разоблачение организаторов развращения детей, убийств, порнографии, обращения к патриарху, к обществу, к власти деятелей культуры, политических лидеров, простых людей, подготовка "Белой книги" - ТВ против русского народа, ТВ против Бога и т.д.

Давайте рассмотрим еще ряд важных направлений, которые могут быть опорными в выработке русской платформы. Прежде всего: "русская национальная школа". Без ее создания не может быть надежды на возрождение. Без подвига русского учителя, без подвижничества семьи мы не возродим России.

Уже состоялась вторая Соборная встреча по продвижению в практику опыта первых русских школ, созданию пособий и учебников, разработке методик. Это кардинальный вопрос, и к нему примыкает вопрос о русской высшей школе, который ждет своего дальнейшего утверждения. Это вопрос о подвижническом духе русской науки, ее всеохватности, служении Отечеству...

Нет сомнения, что мы должны продолжать работу по защите русского языка. Именно он стал объектом усиленных нападок и агрессии, предметом манипуляций и подмены понятий. Собор внес проект закона о защите русского языка в Думу, принимал участие в думских слушаниях. К сожалению, мало что изменилось, и мы продолжим наши усилия.

Принимая обращение Собора, мы помним, что после подобного обращения Л. Леонова, П. Корина, С. Коненкова в 1965 году "Берегите святыни наши" было создано Общество охраны памятников, стали возрождаться храмы, защищались памятники Отечества, возводились новые. Ценностью России всегда являлась книга, гордостью - издательское дело. (В 1914 году Россия была на втором месте в мире по выпуску книг: Сытин, Сойкин, Павленков.) В советское время в книгоиздании был невиданный скачок - например, издание собрания сочинений Пушкина тиражом 11 млн. Думаю, что перед нами сегодня стоят не менее важные задачи: выпускать закрытые в спецхранах книги, сохранять читальные залы и библиотеки, дворцы культуры.

Массовость приобщения к культуре в России ничего общего не имела с массовой культурой Запада. (Книжка-копейка, театры, читальные залы, Всесоюзные читательские конференции.) И это тоже наша ценность.

В русской культуре всегда была иерархия ценностей. Сейчас она под всякими видами разрушается (захватом эфирного времени низкопробными коллективами, фильмами; оплатой "новыми русскими", а иногда и государством самых нетребовательных образцов в творчестве, резким понижением вкусов не только широкой публики, но и руководителей всех уровней).

А вышвырнутая с телевидения национальная мелодия, русская песня - им не находится места ни в передачах "Доброго утра", ни "Спокойной ночи, малыши", ни "После полуночи". Как сделать, чтобы в России снова звучала русская песня? Надо ли решение Думы? Обратимся ли в Конституционный суд? Или все зависит от Международного Валютного фонда? Вместо русской песни звучит низкопробный шлягер, вокруг которого затеивается радио- и телевизионный пустой разговор, затем показывается полу порнографический и художественно беспомощный фильм, получающий высшие награды, тут же бредовая книжка, награжденная премией... Делается все, дабы не пустить к народу его истинные ценности. Кажется, что телевидение и радио нацелено на перековку душевного, артельного, раздумчивого, лирического, деятельного, духовного русского человека в некий атрибут рынка, поглощающий, впитывающий, всасывающий те духовные эрзац продукты, которые предназначены для колониальных слуг, ухмыляющегося правителя.

Необходимо поговорить и о высшей ценности - нравственном служении людям и Отечеству. Это должно быть свято для русского человека так же, как семья, родители, армия, природа. Наш русский пейзаж, без которого мы - инопланетяне. Как быть с его красотой и непритязательностью, не отягощенностью вещизмом, из которого, модернизируя, вытравляют дух России? Где же наши русские дизайнеры, мебельщики, художники, где наша кустарная промышленность? Великий Менделеев говорил, что только развитие просвещения и промышленности спасет страну. Ныне то и другое разрушается. Спасенье народа - в спасении своих национальных ценностей.

Скептицизм сгубил казавшиеся незыблемыми устои древнего мира, разрушил его ценности. Мы же должны осознать их, вдохнуть Веру в людей и утверждать их.

1996

Россия и Русские на пороге XXI века

Взгляд с III Всемирного Русского Народного Собора

Новый век всегда порождает надежды. Но для того, чтобы XXI век был "русским" веком, требуются не только воображение, но и колоссальные усилия и даже сверхусилия всего народа, всего общества, всей страны, каждого русского человека. Причем, если в разные периоды истории для страны вставали на первоочередную повестку дня различные вопросы, разрешения требовали разноплановые, разноуровневые задачи, то в конце XX века история поставила перед Россией все вопросы жизни, существования, развития, выживания, возрождения и возвышения в одинаковой степени остро и время требует их безотлагательного решения.

В первую очередь необходимо спасать, восстанавливать, возрождать государство Российское, принимавшее в разное время различные формы (Русь, империя, СССР). Созданное трудом, потом, иногда и жестокой схваткой, но в принципе общим согласием и добровольным воссоединением, оно вопреки воле абсолютного большинства было разрушено, разъединено тремя подписями не уполномоченных на то лиц.

Весь мир не будет оставаться стабильным, если взорвано историческое единство народов, русский народ разорван, разъединен, если 25 миллионов русских оказались за пределами границ нынешней Российской Федерации.

Действительно, ныне это уже ужасная реальность - русский народ расчленен, его вытесняют с мест исторического расселения, лишают тех прав человека, во имя которых, казалось, и начиналась гигантская мировая кампания по перестройке СССР. Делаются многочисленные попытки фальсифицировать историю, обвинить русский народ в имперских амбициях, в агрессивных устремлениях. К сожалению, все это не встретило должного отпора со стороны членов многочисленных Академий, возникших в последнее время в России. Они, как и многие другие наши ученые, публицисты, журналисты, предпочитают не замечать эти выпады, не вооружают российскую и мировую общественность, науку, знание фактами подлинного многовекового дружеского сотрудничества народов России, добровольного вхождения многих национальных объединений в состав русской державы, укорененности русских на тех территориях, где их ныне величают некоренными, мигрантами. В мире возник "Русский вопрос", и, как в свое время германский, он требует своего исторического, цивилизованного решения. Причем, естественно, это законное право не противоречит законным правам других народов. Мы убеждены, что любое правительство, любые руководители России не могут считать себя таковыми, обходя, умалчивая и не решая этот вопрос. Мы убеждены, что это общенациональная задача и она может быть решена в будущем веке.

Далее. Мы не можем позволить разбазаривать, растаскивать, присваивать отдельным лицам или некоторым небольшим группам, а также бессовестным иностранцам плоды труда миллионов, наши естественные и интеллектуальные богатства. Наше государство похоже нынче на дырявый мешок с зерном, откуда мыши, крысы и хомяки под видом реформ тащат в свои норы хозяйские запасы. А где хозяин? Никто не мешает остановить эту утечку капитала на запад (120 миллиардов долларов), прекратить поддерживать зарубежную экономику.

Возрос до 80 миллиардов внешний долг страны. (Западу должны уже наши внуки.) Стала притчей во языцех так называемая западная помощь, все более просматривается скрытый механизм Международного Валютного Фонда (его помощь равняется доходу одного никелевого комбината), работающий на ослабление национальной экономики. У ряда партий, независимых экспертов есть научно разработанные программы вывода страны из кризиса, но, однако, это не интересовало господина Чубайса и его сотоварищей. Можно сказать, что антикризисная, антирастаскивающая, возрождающая экономика может интересовать лишь правительство национально ориентированное, независимое, опиравшееся на подлинное народовластие. И такое правительство после ухода Чубайса и возможно, и необходимо.

И еще. Не может нация восстанавливать свой дух, свой потенциал, свою динамичность, не опираясь на духовное, культурно-историческое наследие, на нравственность народа, выработанную в веках. Здесь в течение ХХ века Россия понесла невиданный ущерб. Мы не можем не осудить вандализм 20-30-х годов по разрушению храмов, уничтожению тысяч памятников культуры, миллионов икон. Ныне же к такому же варварству можно отнести закрытие сотен очагов культуры, музеев, журналов, прекращение снабжения книгами библиотек, отсутствие государственной поддержки издательского дела.

Фактически наш народ лишился возможности читать книги классиков по доступным ценам.

Разгромлена лучшая в мире система кинопроката: 80 процентов кинофильмов, идущих на экране - это в основном низкопробные американские фильмы, пошлые фильмы других зарубежных стран. Русское искусство, литература, кино, живопись теряют свое мировое признание. Эстетический, образовательный уровень русского народа понижается. Его способность ответить на вызов XXI века будет зависеть от того, сумеют ли в ближайшем будущем его руководители защитить культуру, нравственность, дать новый духовный толчок, породить энергию в обществе.

Разворачиваются политические баталии, ломаются копья в схватке лидеров за пьедесталы власти. Но знают ли они, какую страну они собираются возглавлять, какое место в мире она занимала раньше и занимает нынче? Вот, например, многие, в том числе вполне уважаемые, люди бросаются на защиту принципа: мы - Европа! Особенно любят щеголять этим наши демократические вожаки и патриотические теоретики. Как заклинание повторяют они: мы не Азия! Дорогие европеоцентристы! Россия - тогда Европа, когда она развивает великие духовные достижения европейцев, когда осваивает и развивает мировые технологии, но она всячески должна противиться быть Европой и тем более Америкой, когда та безжалостно уничтожает народные цивилизации, нивелирует культуру, порождает цинизм и пошлость, когда под прикрытием миролюбивых речей бомбит сербские города, проводит атомные взрывы, высасывает соки из бывших колоний, взращивает "новый мировой порядок".

Россия - тогда Азия, когда соединяет в себе различные народы и языки, верования и веры, когда осознает духовный мир Востока как реальность, когда глядит в мир с другого конца Евразийского континента. Но она не может быть той Азией, которая с беспощадной угрюмостью и фанатизмом бросает своих сыновей на убийство, которая не приемлет иного, кроме своего, взгляда, неподвижна и невосприимчива к достижениям мира.

Россия - и Европа, и Азия! Россия - и не Европа, и не Азия! Россия - особая цивилизация! И, не поняв этого, не следует возглавлять страну, стремиться управлять ею или говорить от ее имени.

Как сказал на III Всемирном Русском Соборе писатель и мыслитель из центра Азии, секретарь Союза писателей, алтаец Бронтой Бедюров, "Россия - это сберегающая цивилизация, цивилизация - наследница великих культур и государств".

В вышедшей недавно книге Олега Платонова "Русская цивилизация" определяются особенности русской цивилизации, дается панорамная картина ее истории и культуры. "Главными чертами русской цивилизации, отличающими ее прежде всего от западной цивилизации, являлись преобладание духовно-нравственных приоритетов жизни над материальными, культ добролюбия и правдолюбия, нестяжательство, развитие самобытных коллективных форм демократии, воплотившихся в общине и артели".

Вырисовывается ряд важных принципиальных предложений. Ну, например, у нас существует Министерство по национальным делам. А не логичнее и справедливее было бы в стране, где 85 процентов населения русские и национальным вопросом, имеющим не локальное, а всеобщее главное судьбоносное значение, является русский вопрос, чтобы Министерство называлось Министерством по общерусским делам и межнациональным отношениям.

На право носителя духовно-просветительных принципов в России всегда претендовала интеллигенция.

Но, во-первых, никогда не было единой интеллигенции. В ней всегда были противоположные течения. Радищев и Державин, декабристы и Пушкин, Чаадаев и Аксаков, народовольцы и Достоевский, футуристы и Шолохов, Аксенов и Распутин, Евтушенко и Рубцов. А скажем, что общего между теми, кто призывал из Бетховенского зала к расстрелу парламента, и теми, кто находился в Белом доме? Трудно назвать интеллигентами и актрисок, торгующих именами бывших своих мужей, ресторанных куплетистов-юмористов, обслуживающих господствующую элиту, персонал, то бишь придворных сказочников и парикмахеров, развлекающих господ при отходе ко сну и бреющих по утрам. Честно говоря, они были всегда. Правда, никто не решился бы цирюльника называть интеллигентом. Речь не о них, а о тех, кто пытается осмыслить пути движения народа, пытается служить ему, кто ощущает себя частью этого народа.

Многие годы интеллигенция ощущала отрыв от народа, его неприятие, и это порождало чувство вины. Отсюда тот насыщенный вопросами поиск смысла жизни, который стал в центре литературного процесса в XIX-XX веках. В этой вине была и ущербность, не хватало соборного начала, ибо интерес одной части общества становился выше общенациональных интересов, т.е. выше истины. Недаром Николай Бердяев писал: "С русской интеллигенцией в силу исторического положения случилось вот какого рода несчастье: любовь к уравнительной справедливости, к общественному добру, к народному благу парализовала любовь к истине, почти что уничтожила интерес к истине... Она шла на соблазн Великого Инквизитора, который требовал отказа от истины во имя счастья людей" (Философская истина и интеллигентская правда. "Вехи". М., 1991, с.17).

Конечно, попытки свалить всю вину за свершившиеся катастрофы на интеллигенцию лукавы и безосновательны. Своя доля вины есть у каждого слоя общества, у каждой группы, да и у каждого человека.

К сожалению, большая часть интеллигенции отошла от православной веры, хотя и была религиозной. Но, как пишет молодой ученый из Новосибирска В. Сабиров в книге "Русская идея спасения": "Она была религиозна в языческом духе, ибо идолопоклонство составляло суть ее веры. Причем идолов у интеллигенции было великое множество. Она поклонялась с великой страстью науке, революции, Марксу, социализму, народу, трудящимся и т.д. Поклонение этим и другим кумирам заменяло глубокое знание и понимание их. А это глубоко укорененное невежество отделяло интеллигенцию от реальной жизни, они витали в облаках, держа в своем уме мифологизированные представления о будущей счастливой жизни. К этой счастливой жизни они и решили повести за собой страдающий народ, несчастных трудящихся, да и все человечество".

Ныне ощущение водительства отступает на задний план, приходит понимание греха и необходимость созидательного действия. Конечно, можно оправдываться перед ближними и даже перед потомками: "Как нам было тяжело! Какие силы противостояли нам!" Но оправдывает ли это нашу писательскую слабость? Оправдывает ли это малые усилия во имя отечества и литературы? Слова Гоголя уместны и полны горького упрека нам. "Если писатель станет оправдываться какими-нибудь обстоятельствами, бывшими причиной неискренности, или необдуманности, или поспешной торопливости его слова, тогда и всякий несправедливый судья может оправдаться в том, что брал взятки и торговал правосудием, складывая вину на свои тесные обстоятельства, на жену, на большое семейство, словом - мало ли на что можно сослаться. Потомству нет дела до того, кто был виной, что писатель сказал глупость или нелепость или выразился вообще необдуманно и незрело. Они не станут разбираться, кто толкнул его под руку: близорукий ли приятель, подстрекавший его на равновременную деятельность, журналист ли, хлопотавший о выгоде своего журнала. Потомство не примет в уважение ни кумовство, ни журналистов, ни собственную его бедность и затруднительное положение. Оно сделает ему упрек, а не им. Зачем ты не устоял противу всего этого?"

Мы уже обозначили, что в конце двадцатого века русский вопрос стал не только вопросом геополитическим, мировоззренческим, философским, он стал вопросом национальным, и стал таковым не в результате войны, а в мирное время. Народ оказался на грани вымирания (ежегодно его численность уменьшается на один миллион) и под угрозой утраты государственности. Впервые русский народ стал разделенным. На попытки осмыслить проблемы России, ее историю, философию в грозном агитпропе и в ЦК был один ответ: шовинизм, патриархальщина, антиисторизм. И вот сейчас, когда образовался зазор, историческая щель, когда правящие идеологические террористы не придумали новых обличений в адрес русских идей, появились интересные работы, исследования России. Недавно под эгидой Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) в Союзе писателей России с участием Союза реалистов состоялась научно-практическая конференция "Россия. Русская идея и национальная культура". Становится ясно, что русская идея, проблемы русского народа, русской нации, России становятся в центре мировоззренческих, философских, общественно-исторических работ. Об этом книги ученых А. Вдовина "Российская нация", О. Платонова "Русская цивилизация", В. Сабирова "Русская идея спасения", Д. Есаулова "Русская идея соборности", С. Перевезенцева "Русская душа", Б. Миронова "Нас спасет национализм", сборники "Современная русская идея и государство", "Манифест хозяина земли русской", "Идеология русского национализма" и другие.

История показала, что ни отдельная личность, ни класс, ни партия не в состоянии вывести страну из глубокого духовного, государственного, общественного, экономического, нравственного кризиса. Это можно сделать только всем миром, только всем Собором.

Необходимость Соборного единения назрела, пусть вначале в виде поиска, соединения хотя бы на трибуне, в мысли, в книге.

Когда собрался первый Всемирный Русский Собор в Свято-Даниловом монастыре в 1993 году, его просто пытались замарать, скомпрометировать, низвести за рамки серьезного события. Личностный спектр участников, от правых до левых и независимых, не позволил, однако, долго продержаться мифу. Пришлось просто замалчивать. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II приветствовал Собор. Слова, сказанные на очередном заседании: "Судьба России разительно напоминает судьбу Христа. Как и его, Россию предали. Как и Христа, Россию распяли. Как и Христос, Россия воспрянет" - были вынесены в заголовки многих газет. Первый Собор как бы объединил идеи и мысли, он был воспринят как Российская Соборная мысль. Собор вырабатывал принципы поиска вектора объединения. Второй Всемирный Русский Собор определил главное звено национального возрождения - духовное обновление. Третий Собор поставил перед всеми общественно-политическими силами вопрос: куда, с кем, какими путями идет Россия в XXI век? На Соборе прозвучало впервые в общенациональном масштабе трагическое утверждение: русские являются разделенной нацией и имеют моральное, юридическое, историческое право на мирное воссоединение. На Соборе были прочерчены идеи и принципы создания Русской национальной школы, обсуждены и вынесены в высшие государственные инстанции вопросы защиты и сохранения русского языка, всех святынь Отечества. Всемирный Русский Собор стал общенациональной трибуной для выражения коренных духовных интересов нации. В документах Собора было сказано, что "по благословению Русской Православной Церкви, мы заявляем, что только ему правомочно присвоено наименование Собора. Иные общественные и политические организации, присваивающие себе без благословения Церкви это освященное церковным преданием имя, не могут рассматриваться как воплощение подлинно Соборного начала".

Исходя из этого, по благословению Церкви было закончено юридическое оформление Всемирного Русского Народного Собора, как представителя широких слоев общества. Его учредители избрали Главой Собора Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Третий Собор собрался там же, где два предыдущих, на исторической, праотеческой земле в Свято-Даниловом монастыре.

Тема Собора "Россия и русские на пороге ХХI века" была отнюдь не умозрительной, не чисто теоретической. Сколь много раз начинали мы в России дело, которое было не осмыслено, не продумано, не опиралось на глубины народного опыта, не имело обоснований духа, и тогда впоследствии (вскоре) становилась ясной беспочвенность, безжизненность, неукорененность реформ, преобразований, изменений. Какие наши беды и страдания, какой человеческий опыт могли бы послужить нам уроком? Что следует изъять, а что положить венцом в готовящийся к возведению сруб на большом строительном подворье Отечества? Многое из того, что дышало когда-то обаянием новизны и свободы, должно отступить сегодня или как несвоевременное, или как несостоятельное, даже порочное. Собор ставил перед собой задачу выявить и поставить многие духовные, общенациональные вопросы, обозначить практические выводы, попытаться расчистить дорогу для общерусской работы и объединения во имя этого.

Кое у кого подозрение вызвала "Соборная трибуна", на которую были приглашены для выступления лидеры крупнейших политических партий и движений. Но ведь это было абсолютно новое качество жизни: проблемы России и русских обсуждали те, кто брал на себя ответственность за будущее. Разве можно было себе представить, чтобы эту тему обсуждали 10-15 лет назад и выступали бы член Политбюро КПСС Яковлев или Суслов, а 5 лет назад - Бурбулис или Попов от имени наступавшей демократии? И пусть в выступлениях на соборной трибуне был предвыборный отблеск, но теперь лидеры партий выступили и публично заявили о своем отношении к главным проблемам времени. И граждане России имели возможность соотнести это с предыдущей деятельностью движений и партий. Ведь на трибуне выступили руководители трех основных избирательных блоков, что вошли в Думу: Г. Зюганов, Ю. Беляев, В. Жириновский (по каким-то причинам не изъявил желания участвовать в Соборе блок Явлинского). Выступили такие известные политики, как Н. Рыжков, В. Черномырдин, Ю. Лужков, Б. Федоров, С. Федоров, М. Лапшин, М. Шмаков и другие. Действительно, еще совсем недавно было немыслимо, чтобы руководители исполнительной и законодательной власти, политики всех мастей приветствовали русский Собор, обсуждали проблемы России и русских. Это было большим общественным достижением Собора.

Но Собор проводил свою работу отнюдь не только вокруг Соборной трибуны. На пленарном заседании, на секциях обсуждались многие животрепещущие вопросы современности, было принято обращение к соотечественникам, решение о 850-летии Москвы. На трибуну выходили один за другим священнослужители, ученые, писатели, военные, администраторы, предприниматели: академик Н. Скатов, поэт В. Костров, кинорежиссеры Н. Бурляев и Н. Михалков, митрополиты Кирилл и Гедеон, наши соотечественники А. Шаховской из Франции, Г. Рар из Германии, А. Шахматов из Австралии, казачий атаман А. Наумов, профессор В. Троицкий, театральный критик М. Любомудров, генерал В. Шатохин, земский руководитель Е. Панина, скульптор В. Клыков. Обрисовывалась необходимость определить духовную первооснову возрождения России. Один из участников дискуссии заявил категорично: "Неправославная Россия Богу не нужна!" Другой говорил, что возрождать следует только нравственную Россию. Иной она быть не должна. И в этом участники Собора были правы. Ибо бездуховная Россия - это уже только территория (которую можно отобрать) и население (которое можно свободно изгнать, ассимилировать, приспособить к нуждам мировых правителей). Прямо-таки приступы ярости вызывали у некоторых призывы к покаянию. "Я ни в чем не виноват, мне каяться не в чем", - громко заявляет подобный политический гордец. Ясно, что нет людей, которых не посетил грех, а попытки заслонить своей непричастностью ГУЛАГ и раскулачивание, расстрел многих тысяч священников и уничтожение тысяч храмов пятнают тех, кто искренне хотел бы отказаться от этого зловещего наследия, утверждая чистые идеалы.

Особое возмущение в обществе вызывает антинациональная деятельность телевидения. Засилье американизма, порнография, культ насилия, постоянная русофобия, издевательство над святынями - его характерная черта.

Показательно, как бледно, нехотя, без страсти, спонсорства, без хорошего времени отмечало оно 100-летний юбилей Сергея Есенина. А между тем это был самый общенародный, массовый, сердечный, литературно-духовный праздник в стране, который мне приходилось видеть за в общем уже немалую жизнь. И недаром на заседании Всероссийского Есенинского комитета прозвучали слова: этим освещением праздника и творчества Есенина телевидение лишило себя окончательно знака национального.

И на Соборе раздавались голоса, которые могут преобразиться в мощный общенародный хор о проведении общенациональной кампании бойкота телевидения.

Горячие головы предлагали уничтожать телевизоры перед телецентром "Останкино". Один из священников сказал, что не смотрит передач, не включает телевизор, и призвал это сделать других. Другие предлагали подвергнуть кампании ОРТ, РТР, НТВ остракизму, провести митинги и собирать подписи о закрытии их. Такой подход телелуддитов или просто разгневанных людей, свидетельствует о переполненной чаше терпения, и решать проблемы телевидения, конечно, придется, особенно на пути улучшения содержания, жестокого контроля, лишив безнравственность, порнографию, садизм и жестокость государственной площадки. Создание общественного нравственного Совета при телевидении отнюдь не свидетельствует о тоталитаризме и цензуре. Это забота о духовном здоровье нации. Когда СПИД стал угрожать народу, были введены ограничения на въезд, организованы проверки подозреваемых в носительстве вредоносных качеств, больных стали лечить. Бациллы духовного телевизионного СПИДа должны быть выведены из общественного организма.

На Соборе была принята специальная резолюция. Резолюция обстоятельная, профессиональная, конкретная. И как бы ни хотелось руководителям телевидения игнорировать общественное мнение, недовольство общества страны, делать вид, что пикеты, манифестации против него - это дело рук экстремистов, консерваторов, маргиналов, им придется впустить Россию - ее культуру, ее провинцию, ее народ - на экран. Иначе он загаснет надолго.

Всемирный Русский Народный Собор чутко прислушивается к голосу народа, историческим требованиям, выдвигаемым временем, к сердцу и разуму русского человека, расширяет свою сферу воздействия, готовя платформу для объединения русских.

1995

содержание   наверх   далее
ИСКОМОЕ.ru
Расширенный поиск
Каталог Православное Христианство.Ру