На первую страницу сайта

ДУХОВНЫЙ ПОСОХ


содержание

Монах Иринарх - спаситель Руси

Путь этот от Троице-Сергиевой Лавры, через Переславль - Ростов-Великий - Борисоглебск - Ярославль - Волгу на Кирилло-Белозерский монастырь и далее до Соловков - духовно-спасительный для России.

В Троице-Сергиевой Лавре Сергий Радонежский вдохнул в войско Дмитрия Донского Победу, спас Русь от страха, от восточного татаро-монгольского порабощения. В Переславль, корнями которого питался Александр Невский, стоит его скромный бюст. Святой благоверный князь отбил западное нашествие латинян. Рака с мощами Сергия, у которой ежедневно и многократно с утра читается акафист, находится внутри Лавры; тут молятся, ставят свечи, прикладываются к святыне тысячи и тысячи православных людей. За стенами Лавры возвышается строгий бронзовый памятник преподобному, обращенный лицом к проезжающим по святому тракту русскому люду.

В поселке Борисоглебском на реке Устье памятника монаху-затворнику Иринарху нет, мало кто знает у нас и о великом духовном подвиге затворника. А надо, и непременно, и всем!

Ведь это один из самых духоносных, спасавших Русь святых подвижников.

...Конец шестнадцатого века. Кончается собиравшая Русь династия Рюриковичей. Утверждающийся "Третий Рим" неустойчив. Власть корчится в спазмах боярских распрей, беспощадности Малюты Скуратова, беспомощности Федора Иоанновича, цепенеет от холодной расчетливости Бориса Годунова. Но Русь не рассыпается, переваливает за Уральский Хребет, делает Волгу русской от истока до устья, прирастает храмами и монастырями. Ее святой дух сохраняется, духовное семя преподобного Сергия дает всходы. Молятся ее молитвенники в Савво-Старожевском, Кирилло-Белозерском, Соловецком, Прилуцком, Толгском монастырях. О молитвенниках и духовных старцах тогда на Руси знали все, на них надеялись, к ним обращали взор в трудные минуты: "...моли Бога о нас!.." И они молили, понимая свое высокое предназначение. Таким молитвенником и был монах-затворник Иринарх из Борисо-Глебского монастыря, возведенного по благословению Сергия Радонежского в XIV веке. Тридцать лет провел Иринарх в затворе, несколько пудов весили его наплечные, нагрудные крестообразные вериги, поясные связи, путы ножные, оковцы для рук и перстов, аршинами прибавлялась цепь, которой приковывал он себя в келье. Спал он два-три часа в сутки. Молил за обиженных, за несчастных, за Отечество. Его затворничество и тяжесть наложенных на себя нелегких запретов и тяжелых вериг поистине непостижима для нас. Но, может, за эти и другие духовные подвиги, за эти невиданные трудности, непрерывные моленья, молитвенное сосредоточение и искание горнего и даровал ему Господь дар Провидения и Пророчества.

И вот в начале XVII века явившееся видение дало ему знать, что на Русь надвигается пожар, идет Смутное время, ступят на ее земли очередные ватаги литвы и ляхов. Видится ему, как будет нанесен удар по Вере Православной, расцветет предательство, возрастут запасы зависти и неверия. "Поеди к Москве и повеждь сие царю", - повторил ему голос свыше (Цит. по: И. Забелин. Безвестный герой Смутного времени. 1875 г.). Иринарх отковывает себя от стен кельи и как всегда босой (свою обувь он отдал много лет назад страннику и с тех пор не обувался) идет в Москву. Путь неблизкий, сотни верст! Но он молится и идет. Идет, чтобы предупредить, уберечь. Молва несется впереди его. Царь Василий Шуйский, отложив разговор с боярами, прием иноземных послов, встречает гремящего "железами" монаха в Благовещенском Соборе Кремля. Тот, перекрестив государя, говорит: "Открыл мне Господь Бог, грешному старцу, что видел есми граду Москве пленену быть от Литвы и всей Российской земли. И аз оставив многолетнее в темнице сидение и труды, сам к тебе прииде возвестить. И ты благочестивый Царю, стой о Вере Христове мужеством и храбрством о благочестии" (Житие преподобного Иринарха Затворника).

Царь не сомневается, не переспрашивает, не перепроверяет и принимает это сообщение как истину, на которую надо искать ответ. Он провожает монаха, взяв его под руку, подносит Иринарху дары, предлагает отвезти царским возком, но тот отказывается от даров ("не затем пришел") и, не задерживаясь ни минуты, идет пешком босой обратно в монастырь, в келью молиться.

Василий Шуйский не справляется с царской ношей, и вскорости его свергают с престола, а поляки уже шныряют по землям Руси. Один из мощных боевых отрядов гетмана Сапеги, грабя города и села, захватывает Ярославль, идет дальше. На пути - Борисо-Глебский монастырь. Гетману докладывают: "Все сбежали, лишь в одной келье сидит прикованный старый монах, молится за русского царя, кляня польского короля". Кто-то предлагает по привычке отсечь голову строптивцу. Сапега останавливает: "В коей земле житии, тому царю прямити. Хочу видеть храброго монаха". И видит он старца в холодной келье в железах, кланяется, поразившему его старцу, спрашивает, как он может терпеть сию муку? "Бога ради сию темницу и муку терплю в келии сей" - "А что обо мне скажешь?" - "Уходи из Руси, гетман, - ответил монах, - иначе погибнешь". Гетман в душевном смущении уходит из кельи и говорит: "Правда в батьке велика", не дав сподвижникам за эту дерзость прикончить старца.

Предвидение сбылось - Сапега позднее погиб. А русский народ, испытав насилие, издевательство от захватчиков, предательство бояр, поругание Веры, поднимается против иноземцев. Иринарх благословляет на борьбу блистательного полководца М.В. Скопина-Шуйского, передает ему Крест. Но победа еще не созрела, погибает и полководец.

Народное желание вышвырнуть захватчиков нарастает. В Нижнем Новгороде создается земское ополчение, названное позднее Вторым ополчением. Оно и направляется на Москву. Ополчение идет медленно вдоль Волги, в него вливаются все новые и новые отряды. Но поляки еще превосходят силой и наглостью. Но бояре еще толпятся у трона новых хозяев. Но в стане русских нет еще единодушия, да и казачки, как обычно, грабя мирных жителей, перебегают периодически из стана в стан. Господствует еще Смута... Русь на краю погибели. Предводители Нижегородского ополчения стараются изо всех сил упрочить его крепость. Кузьма Минин мечется, собирает ратников и деньги, покупает припасы, телеги, лошадей, оружие. Князь Пожарский пытается обучить разношерстное, полукрестьянское ополчение строю, владению оружием. Но не хватает какой-то скрепы, какого-то соединения ополченцев. Они еще не войско. В Ярославле, куда подошли ополченцы, военные людишки начинают роптать, разбегаться, уходят на кормление...

И тут вспоминают Иринарха. К нему в Борисово-Глебский монастырь скачет гонец. Всадник еще не успел после встречи в келье выехать за стены монастыря, а весть несется впереди его: "Старец прислал просфору, благословил поход на Москву! С нами Крестная Сила!"

Почти бегом возвращаются в войско Пожарского отъехавшие и сбежавшие ополченцы. Все наполняется духом освобождения столицы, все жаждут положить жизнь за други своя, спасти поруганное Отечество. Всюду звучит: "В поход на Москву! Крест на Кремль!"

Войско выступает твердой поступью для освобождения Руси и ее столицы, приходит в Ростов. Пожарский и Минин скачут оттуда в Борисо-Глебский монастырь, склоняются перед старцем и получают медный крест на вызволение от врага Москвы и Руси. Пред Иринарховым Крестом ополченцы клянутся одолеть врага. Вскоре Кремль был взят, захватчики убиты, рассеяны, бежали.

Князь Пожарский вернул затворнику Крест. На Руси Земский Собор избирает на престол Михаила Романова. Воцаряется новая династия. Россия заслужила тогда Царя. Смутное время закончилось. Россия возвращалась к своей духовной сути. Иринарх, как бы исполнив свой долг перед Святой Русью, упокоился в 1616 году. По смерти угодника Божия остались его вериги: "142 медных креста, 7 "трудов" плечных, железная цепь в 20 сажен, которую он носил на шее, ножные железные путы, 18 медных и железных "оковцев", которые одевались во время неусыпных бдений на пальцы рук, пудовые "связни", носившиеся на поясе, и железная палка, которой он смирял свое тело и изгонял невидимых бесов" (Житие преподобного Иринарха Затворника, стб. 57).

...Два великих сына Отечества Минин и Пожарский возвещают ворогам на Красной Площади: "Не ходите на Русь! Погибнете!" А всех соотечественников призывают служить верно народу и быть достойными сынами Родины.

А над нами и над ними в небесах парит дух святого Иринарха - великого вдохновителя великого похода сынов нашего Отечества по спасению России, сказавшего в последнем своем слове перед кончиной: "Аз отхожу от вас телом, а духом с вами неразлучно".

Вечная память и слава прославления святому монаху Руси - Иринарху.

2001

содержание   наверх   далее
ИСКОМОЕ.ru
Расширенный поиск
Каталог Православное Христианство.Ру