На первую страницу сайта

ДУХОВНЫЙ ПОСОХ


содержание

Святейший. В центре духовной жизни

70-летие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и его книга "Россия - духовное возрождение"
 

Празднование 70-летия Патриарха Московского и всея Руси вылилось в большое, я бы сказал, грандиозное событие в жизни Церкви, Общества, Державы, православных людей, граждан России и наших соотечественников за ее рубежами.

Для всех стала ясна роль Церкви в жизни нового государства. Высветилась выдающаяся фигура церковного, общественного, государственного деятеля - Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Силой исторических обстоятельств, замечательных личных качеств, умения сочетать мудрость накопленного опыта с реальностями сегодняшней жизни, по Божией воле Святейший Патриарх стал в центре пересекающихся жизненных линий в обществе.

Было удивительно и поучительно видеть в Большом театре на вечере 70-летия Святейшего государственного деятеля и руководителя лихой оппозиционной партии, крупного банкира и мелкого предпринимателя, академика и сельского священника, бывшего теоретика классовости и буддийского монаха, историка сомнительных царских останков и кропотливого реставратора Кремлевских палат, многих губернаторов, не разделенных на красные, синие и белые пояса, космонавтов. И все это в окружении трудолюбивого, самоотверженного русского священства, представителей других конфессий.

В каком-то смысле это была демонстрация способности общества объединиться, согласиться, не самоуничтожиться.

Теперь о книге. Говоря о выдающейся роли Святейшего Патриарха, я хотел бы остановиться на одной стороне его деятельности, на громадной мыслительной и духовной его работе. На его трудах, на его словах, обращенных к проблемам науки и культуры. Период жесткого директивного разделения науки и веры у нас в Отечестве кончился и связано это в том числе и с той философской, богословской, мировоззренческой деятельностью, которую проводил Святейший Патриарх. На многих из нас произвело большое и, я бы cказал, ошеломляющее впечатление его выступление в Новосибирском Академгородке 14 мая 1991 года, где впервые в наше время столь открыто и безбоязненно было сказано о взаимоотношениях науки и веры. А цикл ответов в журнале "Природа" о мировоззренческих взаимоотношениях религии и науки, о взаимодействии религиозного и научного сознания положил предел спекуляциям о непримиримости веры и науки. Особое место в нашей жизни заняла знаменитая Соборная встреча ВРНС "Вера и знание". Эта встреча богословов, ученых, общественных деятелей, писателей была просто исторической, ибо не могла состояться не только в последние 70 лет, но и во всем ХХ, да и ХIХ веке, и даже в XVIII. Ибо за это время науку и веру только разводили.

Особое место в творческом наследии Святейшего Патриарха занимают его выступления на Всемирном Русском Народном Соборе. История вызвала к жизни эту общественную трибуну, необходимую для прояснения главнейших смыслообразующих и коренных вопросов России. ВРНС не мог появиться ни под крышей правительства, ни под зонтиком оппозиции, ни в государственных кабинетах, ни на митинговых площадях - он получил благословение и развитие от Русской Православной Церкви, от Святейшего Патриарха.

И с I Собора звучало слово Святейшего Патриарха, обращенное к соотечественникам. Здесь в непростые дни 1993 года прозвучали необычные тогда для общественной атмосферы слова Святейшего Патриарха: "Русская Православная Церковь была и останется силой, способствующей становлению национального духа России, созидающей ее духовную культуру, заботящаяся о ее единстве и ценности, как национально-государственного механизма".

Святейший Патриарх дал направленность патриотизму. "И мы, служители церкви, видим патриотизм не потворствующим порокам народа, но очищающим его, преображающим. "Именно идя подобным путем мы принесем Отчизне не призрачное временное благо, но благо высшее, непреложное".

На II Соборе Святейший Патриарх обратился со страстным призывом: "...Горе нам, если мы не утолим духовной жажды людей... Я глубоко убежден, что нам не воскресить нашей страны и нашего народа без нового пробуждения горячей, искренней веры в сердце каждого русского человека, без возвращения к исконной основе нашего бытия - святому православию. Этот Собор прошел под девизом "Через духовное обновление - к национальному возрождению".

На III Соборе Глава Собора Святейший Патриарх поставил уже в 1995 году проблему "Россия и русские на пороге ХХI века", где он выделил проблему соборности и о том, как жить Отечеству нашему и народу на пороге нового тысячелетия по Рождеству Христову. Святейший Патриарх напомнил, что "ныне русскому обществу недостает подлинной соборности, т.е. такого состояния, когда бы мы вдохновленно работали на общее благо, воспринимая любой труд как служение Господу и Отчизне, помня каждый час и каждую минуту, что мы несем ответственность перед Богом за нашего ближнего, за нашу семью, за наш народ, за нашу Родину, за мир и благополучие всего мира".

На IV Соборе "Здоровье нации" всем запомнилось, как Святейший Патриарх напомнил слова святителя Иоанна Златоуста: "Неужели все болезни от грехов?". Спросили его: "Не все, но большая часть". "Личность, семья, народ недугуют чаще всего от греха и духовная болезнь обычно предшествует физическим".

Глава Собора показал, что недуги общества - алкоголизм, наркомания, разврат и насилие, льющиеся с экрана, порождены пороком. "А экономический, социальный, культурный кризисы, поразившие страну? Что это, как не болезнь, вызванная черствостью наших душ, забвением о ближнем и о будущих поколениях?"

На торжественном вечере в Большом театре Владыка Филарет, перечисляя судьбоносные и исторические обращения русских патриархов, которые преграждали дорогу злу, вдохновляли на подвиг, назвал как одно из самых значительных слов на открытии Соборной встречи "Россия: путь к спасению" в Свято-Даниловом монастыре в 1998 году. Да, мы помним осень того года - величайший кризис, новое невиданное ограбление общества, социальные схватки, грандиозные демонстрации 7 октября. И невиданное, но не показанное на телевидении чуть ли не ежедневное служение Святейшего Патриарха в Сретенском монастыре, в Свято-Троицкой лавре, в Богоявленском соборе и других храмах. И то слово, которое было сказано 9 октября, как бы сковало, утихомирило готовый смести все на своем пути шторм недовольства, недоверия, ненависти. Желая облегчить страдания пасомых, церковное священноначалие решило обратить к власть имущим и ко всем влиятельным общественным силам новый призыв к справедливости и активным действиям, способным спасти страну и народ от нынешних настроений, а также от возможного их повторения в будущем.

Святейший Патриарх сказал, что именно ВРНС призван привести к диалогу людей разных взглядов, поколений, профессий, возрождает традиции советования по вопросам жизни, Отчизны, традиции, существующие в России, со времен Земских Соборов. Тем самым была определена роль ВРНС в общественной жизни страны.

И еще писатели, государственные деятели познакомились с риторским и публицистическим, филологическим мастерством Святейшего Патриарха, когда он был еще ленинградским и ладожским митрополитом в годы 1000-летия христианства на Руси в Новгороде, где он сказал проповедь о служении Богу и России. Необычность публичного слова, соединившего эти понятия, сразу привлекла внимание. А вслед за этим патриаршие послания о духовной культуре, о силе Слова, ибо "В начале было Слово". Особо поразило всех нас слово Святейшего в связи с 600-летием со дня упокоения Сергия Радонежского, сказанного в Колонном зале. А затем забота и попечение о русском языке и школе в посланиях к Соборной встрече "В защиту русского языка", о "Русской национальной школе". В послании к Конференции русским духовным и историческим писателям Святейший Патриарх подчеркнул роль русской литературы в духовной жизни страны.

Мы видим, что Святейший патриарх и ныне стоит в центре духовной жизни страны.

1999

содержание   наверх   далее
ИСКОМОЕ.ru
Расширенный поиск
Каталог Православное Христианство.Ру