На первую страницу сайта

«ПО СВОЕЙ ЗЕМЛЕ ХОЖУ»


содержание

Русские версты

Телевизионная заставка... Идут и идут в пыли, по неприютным дорогам люди. Они ступают тяжело и устало, взоры их полны отчаяния, лица скорбны. Идут вереницы сынов и дочерей России.

Артистически поставленный на драматическую ноту голос возвещает: "Миграция"! Агентство "Миграция" устроит вашу жизнь в России!"

Этим иностранным словом "миграция" прикрывается трагедия беженца, обездоленного русского человека. Его не сумели защитить, ему не дали опоры, его лишили слова. Что произошло с ним? Что происходит с Россией нынче?

Идея державности, государственности русских (а вместе с ними и других народов) довольно долго держалась на идее Советского Союза. Но она подверглась ожесточенной атаке. Союз рухнул. В клубах пыли, дыма и гари распростерлась Россия. Что дальше?

Окинь взором ее. Сегодняшнюю и прошлую, ее пути и ее смуты. Что хранит ее и что движет ею? Или нет ее больше, а есть только миф, легенда, географическое название, как почти ничего нет в сегодняшней Греции от светоносной Эллады?

На ее дорогах, обращенных в глубь веков и в дальние края, в лесные дебри и к горным вершинам, в сердца человеческие и к былинке росяной, не всегда стоят верстовые столбы, позволяющие воссоединить, увязать, стянуть всю нашу русскую вселенную в единый духовный узел. Но все-таки мы каким-то образом ощущаем соединимость, причастность к Великому Евразийскому государству, к отечественной истории, к этим идущим по дороге лишенцам, к народу русскому.

На этом многомерном пространстве вырастают живые люди и их памятники, впечатляющие события и едва заметные факты, ускользнувшие от празднования даты и врывающиеся в будущее открытия. В этой книге все они объединены существованием единого знаменателя. Того знаменателя, что зовется Русский Дух.

Дух покаяния и созидания, покорности и гордости, трудолюбия и загула, домостроительства и землепроходчества, вознесения ввысь и самоотреченного согбения, совестливости и стыда, собственной державности и всечеловечности. И не было большего жупела, страшилища, монстра для бесовских, коварных, злобных, эгоистических, своекорыстных сил в мире, чем Русский Дух.

Один лишь пример из прошлого. Книга маркиза де Кюстина, написанная с какой-то непонятной, зоологической ненавистью к России. Маркиз посетил Россию, был обласкан и при дворе, и в обществе. И, как подобает русофобу, все облил грязью, не заботясь об истине, фактах и порядочности. Эта книга сразу заслужила презрение русского образованного общества, у дипломатов, духовных ниц, в правительственных кругах, у литераторов и ученых.

Ф. И. Тютчев в 1844 году в статье "Россия и Германия" писал: "Книга г. Кюстина служит новым доказательством того умственного бесстыдства и духовного растления (отличительной черты нашего времени, особенно во Франции), благодаря которым дозволяют себе относиться к самым важным и возвышенным вопросам более нервами, чем рассудком; дерзают судить весь мир менее серьезно, чем, бывало, относились к критическому разбору водевиля".

Василий Жуковский не выдержал и обозвал Кюстина "лицемерным болтуном" и даже "собакой". Дипломат К. Лабенский (он же поэт Жан Полониус) справедливо заметил в своей книге, изданной на французском, английском и немецком языках, что Кюстин привез все свои оценки в Россию в портфеле. Он только вставлял между этими оценками некоторые свои путевые картинки. Лабенский называл сочинение Кюстина сказками Шехерезады и утверждал, что по этой причине опровергать его неуместно и невозможно. И вот что интересно: это русофобское сочинение издавалось множество раз в Европе, и каждый раз тогда, когда в Германии, Франции или Англии развязывалась очередная антирусская кампания. И всякий раз, когда в России возвышались антинациональные силы, на помощь приходил маркиз де Кюстин. Было это и перед революцией, было это и в 30-е годы, когда шел погром русской культуры, взрывались храмы, вывозились за границу национальные шедевры, и издательство политкаторжан выпустило маркиза... Какой трогательный союз! И уж конечно, не могла обойтись без Кюстина перестройка. Его выпускает сначала издательство в Ленинграде. А затем 250-тысячным (!!!) тиражом, всего за 15 рублей (!) издательство "Терра". Как же вооружают уверенных экстремистов, сепаратистов и русофобов всех мастей историческими аргументами. А мы ищем деньги на выпуск 50-тысячным тиражом книг о наших национальных ценностях. Может быть, эти издатели готовы выпускать книги и такого порядка? Навряд ли. Ведь в предисловии к четвертьмиллионному тиражу было написано, что эта книга стала ключом к России для Европы и Кюстин заслужил подобную популярность. "Передовые русские интеллигенты, - пишется в предисловии, - были неравнодушны к книге и восхищались ею". Конечно, если не относить к "передовым русским интеллигентам" Ф. Тютчева, В. Жуковского, М. Семевского, то всегда можно оправдать любую враждебность, клевету на Россию. И вот тут-то самое время сказать о культивируемом долгие годы невежестве в вопросах национального сознания, национального достоинства, истории России, происхождения русского народа, его ценностях, его духе в нашей школе, среди тех, кто призван учить и наставлять. О, да разве об учителях наших бедных, даже нищенских, школ идет только речь? А университеты, вузы, техникумы? Академии! Во многих Русский Дух даже не ночевал в темную и неприютную ночь прошлого, а тем более настоящего. И он не только бы не решился выйти на кафедру в студенческой аудитории или возвысить свой голос в ученом совете, но даже не был допущен в студенческие капустники, КВНы, театры, самодеятельные ансамбли. Посмотрите, с каким рвением строились многочисленные юморески, скетчи, пародии у всех конферансье, пародистов, куплетистов на "идиотизме" русских и скабрезности. Местечковый цинизм и пошлость прививались в качестве обязательного элемента мироощущения.

Еще тяжелее чувствовать и распознавать неприятие этого Русского Духа у тех, кто с торжественной величавостью несет на себе корону абсолютного авторитета по ведомству России. Таким именем обычно вершились многие неправедные дела. Смотрю недавно телевизионную передачу и вдруг узнаю, что десятки лет не допускалась к изданию знаменитое "Слово о законе и благодати" митрополита Иллариона. Этот древнейший призыв к торжеству Русского Духа, к борьбе с торгашеством, безверием и чужеродной бесовщиной. Кто же не допускал? Быть не может! Известный Академик, выпустивший немало книг о России, которые, правда, почти не раздражали власть имущих. Что за таинство? А тут еще добавляет Петр Проскурин, сколь изощренно пытался Академик, облеченный доверием сиятельных, первой величины, женских особ, прикрыть своих конкурентов, а вернее подлинных пропагандистов культуры - Российский Фонд культуры. И еще... и еще... Ничему бы не поверил, ибо нашей независимой печатью отгранен и разукрашен образ достопочтенного и чуть ли не единственного поборника русской культуры. Не поверил бы. Если бы в 1972 году сам не получил жесточайший удар от этого "защитника" Русского Духа... В Отечестве нашем, а также во всем мире очень хорошо осведомлены о гонении на космополитов прозападных диссидентов, борцов за права человека (в основном это касалось права на выезд). Но очень глухо, невнятно и неохотно говорят о погромах русской культуры, русских интеллигентов. Думаю, что печальная и трагическая Книга еще появится. Будут названы все погромные начальники агитпропов, комиссары от культуры, критики либеральных журналов, руководители "демократических" ведомств, и тогда будет ясна трагическая целеустремленность уничтожать элиту и посевы Русского Духа. Такими горькими для русской литературы были и 1971-1972 годы (впрочем, как предыдущие, так и последующие). Именно в это время был разгромлен журнал "Молодая гвардия", понесло урон и издательство "Молодая гвардия" - центры национального просвещения и обновления. Вырисовывалась участь "Нашего современника". Тонкий и умный редактор журнала "Молодая гвардия" Анатолий Васильевич Никонов в необходимой стилистике тех лет вел колоссальную просветительскую и духовную работу. Конечно, это не могло быть не замечено в отделе ЦК КПСС, в отделе Александра Николаевича Яковлева. Удары следовали попеременно и с ужесточением. На нас то писались клеветнические заметки, то мы заслушивались на бюро ЦК ВЛКСМ, то вызывались для жестких бесед в агитпропе, появлялись доносительские статьи в либеральной прессе. Приходилось кивать головой, писать объяснительные записки и четко представлять, что перед тобой сидят люди из другой партии, из другой группы, противники твоего народа, которые уже тогда ставили себе цель: развалить Отечество, принизить роль России, не дать воспитать национальное самосознание, не допустить подлинного социального равенства, заложить тебя, твоих родных, твою Родину в американский банк.

И именно тогда, в 1972 году, была предпринята очередная попытка окончательно разделаться с патриотическими изданиями. Мы только что выпустили книгу "О, русская земля!", где собрали впервые после войны поэзию о России. Пришлось даже напечатать стихи всегда любимого верхами Е. Евтушенко. Не помогло, книгу склоняли на идеологических совещаниях. Мы защищались, говорили о непреходящем значении летописей, былин, Пушкина, Лермонтова, Есенина, их стихов о России. И в этот момент умудренный и опытный Академик вдруг печатает в "Советской России" разгромное письмо о книге "О, русская земля!". Для властей это был необходимый повод. Никонов с работы уже был снят. Издательство "Молодая гвардия" было подвергнуто критике, посыпались выговоры, появились разнузданные рецензии. Если на Западе пугали фильмом "Русские идут!", то в СССР периодически успокаивали русофобов "Русские не пройдут!". С русской темой пришлось притормозить. Я помню, как в эти же годы сняли с работы и изгнали превосходного организатора, директора издательства "Московский рабочий" (которое выпустило серию прекрасных русских книг) Н. X. Есилева, ректора московского пединститута, доктора физико-математических наук, прекрасного поэта Ноздрева, вводившего ряд курсов по истории и культуре России, заведующего кафедрой русской литературы того же института Власова да еще многих других.

Когда значительно позднее я позвонил Академику и спросил, почему он это сделал, то он вроде бы смутился, говорил что-то невнятное, даже оправдывался, пообещав написать к чему-нибудь предисловие. Нам нашептывали, что Академик масон, слуга антирусских сил. Мы не знали этого и простили его тогда, памятуя о его нелегкой жизни, но считать символом и абсолютным авторитетом русской культуры больше не стали. Было ясно, что Власть, определенные силы позволяли быть авторитетом по русской культуре только тем, кому они считали возможным и безопасным для себя его дать. И эта часть интеллигенции, которая не связывает себя с народными чаяниями и с судьбой России, как до революции, так и после, ориентировалась на внешние силы. В свое время говорили о "тирании Парижа над Петербургом". Эта тирания продолжалась более ста лет и делала многих русских общественных деятелей, интеллигентов рабами устарелых взглядов французской революции 1789 года. Декабристы, университетцы, учителя и инженеры, октябристы и кадеты поклонялись Парижу и идеям той революции, от которой давно отказались во Франции. Как сказано в книге Берберовой "Люди и ложи", "в XX веке в этих идеях не осталось ничего "прогрессивного", они заморозили русское сознание". Как только влияние Парижа стало ослабевать, тут же услужливо были предложены новые европейские космополитические идеи III Интернационала и Мировой революции. Старая интеллигенция была вышвырнута и уничтожена, а пристегнувшаяся к "прогрессивным" взглядам и наскоро сколоченная новая столь же усердно служила новой заемной тирании. И тут уже мозги не заморозились, а их просто вышибли. В результате Великой Отечественной войны вырисовывалось новое национальное самосознание, зародилась патриотическая интеллигенция. Но постоянное недовольство общественными и социальными порядками будущие архитекторы и прорабы перестройки умело переводили в плоскость национальной неполноценности. Какое улюлюканье и осуждение неслось со страниц "прогрессивного" прозападного "Нового мира" и преданного чистоте марксизма "Октября" в адрес национально мыслящих писателей или глубинных народных взглядов! Из передовиц и теоретических статей центральной партийной и советской печати звучало предостережение тем, кто следует "патриархальным", "консервативным", "устарелым", "шовинистическим" взглядам. Более мракобесного подхода, чем подход трезво-национальный, чем забота о пользе нации, народа, нельзя было и предположить. "Патриотизм - последнее прибежище негодяев" - любили щеголять этой фразой в "Литературке", "Известиях", "Комсомолке", "Новом мире", "Юности". Исподволь складывалось новое рабство и новая тирания. Складывалось новое господство, теперь уже Америки над Москвой. И пожалуй, никогда чужеземное господство не было еще таким полным, как сейчас. Ибо ему подчинена не только власть и политика, но и капитал, армия и интеллигенция. И опять сделана ставка на устаревшую, отживающую модель, и опять замерзают русские мозги, опять приносятся в жертву общенациональные интересы. И опять предъявят через небольшое количество лет обвинение русской, а скорее безнациональной интеллигенции за ее слепое следование чужеземному образцу.

И если Америка раньше действительно пользовалась добрым уважением среди русских людей, то сейчас в связи с неумеренной похвальбой в ее адрес, с невиданным низкопоклонством властей, печати, многих интеллигентов, с обманами в торговле, финансовых просчетов, с высокомерным отношением, сменившими равнопартнерский стиль американских представителей, растет глухой антиамериканизм. В связи со скороспелыми обещаниями спасительной, но не полученной помощи, падением уровня жизни до самых низких отметок - растет недоверие и неприязнь, озлобление. Все это и оттого еще, что очередной раз обманулись, поверили в мираж. Особенно раздражает общество разговор о "великой помощи".

Сложилось так, что рвущиеся к власти - кто в области политической, кто в области духа - все время обещали нам помощь. Одни из сейфов Всемирного Валютного Фонда, вторые со столов западной культуры, третьи из глубин опыта "цивилизованных стран". При этом как-то само собой разумеющимся считалось (и утверждалось), что Россия - страна бедная, убогая, ущербная, обделенная. Конечно, не грех позаимствовать плодотворный опыт, взять взаймы, если очень нужно, но ставить страну неизмеримого богатства, крупнейшего промышленного потенциала и величайшего культурного уровня в положение нищенки, тянущейся попрошайки, лишенной достоинства, - это уже позиция. Это уже тенденциозная политика. Это уже исполнение бесовской воли. Это уже коварство. У нас же есть великая сокровищница, от которой уводят россиянина бесовские козни, недобрые сердца, злые люди, темные силы. Сокровищница эта - Русский Дух. В нем можно найти все, и значительно больше, чем предлагает нам любой международный многомиллионный валютный и бартерный фонд.

С бесовским воем кружатся вокруг и бросаются против него самые разнообразные силы - кто в силу вековечной вражды к России и глубокоэшелонированной атакующей работы по ее разложению, кто от зараженности схемами, "измами", учениями, кто от страха перед заклинателями прессы, нежелания проникнуться истинными ценностями, кто от тщеславия быть "передовым", лишенным великого национально-возвышенного чувства. Все это приводит к печальной деградации русского и российского национального сознания.

А между тем, как отмечал еще Николай Яковлевич Данилевский, в своем замечательном труде "Россия и Европа", в русском человеке огромный перевес принадлежит "общенародному русскому элементу над элементом личным, индивидуальным. Поэтому-то в то время, как англичанин, немец, француз, перестав быть англичанином, немцем или французом, сохраняет довольно нравственных начал, чтобы оставаться еще значительной личностью в том или ином отношении, русский, перестав быть русским; обращается в ничто - в негодную тряпку, чему каждый, без сомнения, видел столько примеров, что не нуждается ни в каких особых указаниях". Верно сказано, что есть средний американец, средний немец или средний француз, но нет среднего русского.

Русский Дух - это, безусловно, и Православие, и не только как его часть, но как главное. "Советская Россия" публиковала выдающиеся по своей необходимости, своевременности, ясности и глубине проповеди митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского владыки Иоанна. Именно в его Слове могут найти ответы многие верующие и неуверовавшие, богатые и бедные, монархисты и коммунисты, мужчины и женщины. Мне кажется, что в наше время, по крайней мере в годы советские, не было на Руси столь искреннего, глубокого, всеохватного, страстного и мудрого проповедника и ученого, душеспасителя и сострадальца, патриота и служителя Богу. Владыка Иоанн приподнял полог, за которым открываются многие двери в жизнь.

"Всем, кто любит Россию, а не плод собственной фантазии, пора прекратить поиски "современной русской идеологии", искусственное конституирование идеологических и мировоззренческих систем "для русского народа". Русская идея существует в неизменной своей нравственной высоте и притягательности уже многие столетия. Она по милости Божией пережила века, смуты и войны, революции и "перестройки" и не нуждается ни в замене, ни в поправках, ибо имеет в своем основании абсолютную правильность Закона Божьего и Его Светлых Заповедей... Знайте все: Русь идет своим исповедническим, мученическим, жертвенным путем, предначертанным ей промыслом Божьим. От нашего произволения зависит, станет ли сегодня этот путь дорогой к преображению России и Русскому Воскресению или приведет к мрачной пропасти, духовной и физической погибели".

И еще. Чтобы выправить наш путь, залечить душевные раны, вдохнуть уверенность и мужество в миллионы соотечественников, нужно обозначить верстовые столбы - ориентиры, национальные вехи, объединительные идеи, высветить великих светоносных национальных гениев.

И, думаю, каждый национально мыслящий россиянин воскликнет: "Да у нас же есть Пушкин!"

Действительно, "в Пушкине родились все течения русской мысли и жизни. Он поставил проблему России и уже самой постановкой вопроса предопределил способы его разрешения" (Ф. Достоевский.).

Пушкин излечивает душу русскую от комплекса неполноценности перед Европой, привитого ей Петром I, дает ей душевное здоровье, жизнестойкость, гармонию, восстанавливает связь с древней русской традицией. Он предлагает соотечественникам для счастья своей Родины труд, упорный, постоянный и осознанный, и веру высокую, светлую, вдохновенную. Пушкин предлагал (и сам был воплощением этого воззвания) делать то же, что сделал преподобный Сергий Радонежский в разоренной татарами Руси.

"В Пушкине, - писал Борис Башилов в своей прекрасной статье "Непонятый предвозвеститель", - впервые после свершенной Петром I революции раскрылась душа России, все духовное своеобразие русского народа. Пушкин - это свидетельство, каким бы должен быть русский человек, если бы он прожил дольше и силой своего светлого гения оформил бы душу образованных русских людей на русский образец, если бы Россия пошла пушкинским путем, а не путем Радищева, гибельным путем русской интеллигенции, этих духовных ублюдков, ни европейцев, ни русских, "стрюцких", как их презрительно называл Достоевский".

Великий патриот-государственник, безусловный сторонник национальной традиции, мыслитель, национальный, а значит, мировой гений, тоже проделал свой путь "от разочарованного безверия к вере и молитве, от революционного бунтарства к свободной лояльности и мудрой государственности, от мечтательного поклонения свободе - к органическому консерватизму, от юношеского многолюбия к культу семейного очага. История его личного развития раскрывается перед нами как постановка и разрушение основных проблем всероссийского духовного бытия и русской судьбы (И. Ильин. Пророческое призвание Пушкина. - Подчеркнуто мной. - В.Г.).

Вспомним Гоголя. Он считал, что таким, как Пушкин, "явится русский человек через двести лет". Подходит двухсотлетие со дня рождения русского гения. 1999 год! И мы будем ждать этого человека. Нет, не ждать, а идти по пути Пушкина русскими верстами, чтобы встретить его.

Ныне многие с покорностью говорят об угасающей цивилизации России, приводят исторические аналогии, данные о взлете технологических наций США, Японии, Германии. Делают "объективно-научные" выводы: впереди последняя черта. Так и сказала мне одна ученая дама, доктор юридических наук: "Нравится вам это или не нравится, а Россия исчерпала себя".

Послушать этих иногда воинствующих, а иногда покорных или просто охолодевших и... превращайся Россия в археологический черепок, осколок прошлого, предназначенного в лучшем случае для музейного любования.

Так превращаться ли? Или у России и русских другое предназначение и другая судьба, другая роль? На уровне исторической, коренной ответственности предстоит ответить нам на этот решительный вопрос времени, может даже не вопрос, а вызов эпохи.

Кто должен ответить?

Ну, наверное, те, кто готовы своим разумом, действием, поступком, духом служить Отечеству, а не только своему карману, чужеземному правителю, извращенной идее.

Так и родилась идея Русского Собора. Собора всех Русских, Всемирного Русского Собора.

Соборность по Далю - сносить, свозить, связывать в одно место, стаскивать и соединять, совокуплять, приобщать одно к другому, скоплять.

С таким стремлением соединить мысли, совокупить умы, приобщить эту мысль к делу, скоплять наше национальное духовное и историческое Отечество и был созван I Всемирный Русский Собор, прошедший в центре Российского Православия - Свято-Даниловом монастыре.

В документах Собора написана грозная фраза: расчлененная нация. Со времен Золотой Орды русские не были расчлененной нацией. Русские силой не зависящих от них обстоятельств оказались рассеяны, у них фактически не оказалось институтов, защищающих и утверждающих их национальное сознание. Многие их исторические и духовные ценности поруганы или подменены лжеценностями.

"В обстановке духовных, моральных, политических, материальных и физических потерь русского народа, оказавшегося в результате всех исторических катаклизмов оторванным от своего наследия, - говорилось в Заявлении Всемирного Русского Собора, - необходимо нащупать под пепелищем исторических пожаров фундамент нашей культуры и государственной идеи, ибо никогда не возродится Россия, если не будут созданы условия для полнокровного развития, присущего только нашему народу мироощущения".

Три дня ученые, богословы, писатели, предприниматели, учителя, военные, инженеры, специалисты из разных сфер жизни (недаром этот этап Собора и назывался "Соборный Российский Разум") и вычленяли этот философский камень истины, освещали грани национального характера, прочерчивали пути выхода русских из кризиса, раскрывали величие и богатство исторического наследия нашего народа, не опираясь на которое все политики превращаются в шарлатанствующих экспериментаторов.

Священный Синод Русской Православной Церкви, поддержав идею Собора, приветствовал Соборное Заявление о том, что для русского народа братскими являются все народы России, что русский народ стремится жить в мире и дружбе с народами всех других стран, что забота участников Собора о русских людях не направлена против других народов и государств.

А ведь сколько усилий, радиоголосов, документов, изданий было направлено на то, чтобы изобразить русских агрессорами, оккупантами, ограниченными захватчиками и колонизаторами. В отблеске кровавых пожаров Бендер и Сухуми, Душанбе и Сумгаита, в драконовских полуфашистских законах Таллинна и Риги, в снесенных памятниках Вильнюса и Львова просматривается это направление русских погромов. Русские должны очнуться, соединиться, устремиться к достойной жизни.

Недавно спорили, какая власть в большей степени может представить Россию: законодательная или исполнительная, парламент или президент? Весьма вероятно, что обе они уже исчерпали себя как власть переходного периода, как власть промежуточная, как власть не национальная. Стратегически в России нужен и победит тот, кто сможет воссоединить ее прошлое и настоящее, кто не вышвырнет все важное, что было после 1917 года, кто не отвергнет великое в многовековой истории Отечества, кто воссоздаст в своих платформах идеи социальной справедливости и индивидуального труда, применение достижений современных технологий и соблюдение национальной традиции, защиты природы, рек, лесов и роста производительности производства, утверждение Веры отцов и веротерпимости...

России и миру нужен не жалкий Бобчинский, желающий пристроиться на запятках американской кареты, а великий рыцарь, исполненный Русского Духа, осознающий ее истинную пользу, постигший ее великое предназначение.

Да, русские версты - это не только уходящие в дорожную даль столбы, это и устремленные ввысь мечты, это и страдальческие отметины в душе, это и исторические вехи. Быть русским нелегко. Надо немало перестрадать, уметь сострадать. Надо знать. Надо многое знать. Сейчас все силы мирового зла брошены, чтобы стереть это знание из души, сердца, памяти. Нам же надо сделать все, чтобы восстановить это в увядших душах, передать это детям, развить в себе.

Замечательный провидец, гениальный мыслитель и патриот Иван Ильин наиболее точно выразил это: "Быть русским - значит не только говорить по-русски, но значит воспринимать Россию сердцем, видеть любовью ее драгоценную самобытность и во всей истории неповторимое своеобразие, понимать, что это своеобразие есть ДАР БОЖИЙ. Быть русским - значит верить в Россию так, как верили в нее все русские великие люди, все гении и все ее строители. Только на этой вере мы сможем утвердить нашу борьбу за нее и нашу победу".

1993

содержание   наверх   далее
ИСКОМОЕ.ru
Расширенный поиск
Каталог Православное Христианство.Ру