На первую страницу сайта

«ПО СВОЕЙ ЗЕМЛЕ ХОЖУ»


содержание

В Якутии. Литература народов России

На востоке России, в старинном и гостеприимном Якутске, на берегах великой Лены, там, где близко от поверхности держит в своих сковывающих объятиях землю вечная мерзлота, собрались писатели России согреть духовным теплом остывшую кое-где дружбу и понимание, оживить те духовные связи, которые попали в охлажденное историческое пространство, но должны, обязаны приносить животворные плоды.

И потому Союз писателей России, как организованная общественная сила, уже доказавшая свою жизнеспособность в условиях разгула стихийности, забвения интересов творческих работников, должен сделать все, чтобы вывести литературы народов России из положения неоправданной изоляции и самоизоляции.

Мы сознаем, что, может быть, одной из главных сил, способных духовно соединить народы, является культура, литература, и, думаю, не погрешим против истины, что в организационном аспекте это Союз писателей России. Есть силы экономические, есть политические, есть партийные. Мы же сила духовная, сила Слова, сила Истины.

Думаю, что сейчас не на директивно-партийной основе, а на пути исторического сравнения, осознания духовных потерь и мудрой закономерности и неизбежности того, что "народы, распри позабыв, в единую семью соединятся", нам становится ясным: единение в духовно полнокровное, экономически могущественное, этнически и культурно разнообразное государство неизбежно. Политика запугать жупелом империи или СССР одержала временную пропагандистскую победу, но ныне она терпит крах и показала свою несостоятельность. Хороша империя, где развитие и укрепление окраин шло за счет сердцевины - России. Не было в ней, несмотря на псевдонаучные исследования западных и восточных советологов и русистов, несмотря на толкования агитаторов полутроцкистского агитпропа и хитроумные, злобные измышления сепаратистов-националистов, ни колониального грабежа, ни имперской алчности, ни стремления стать мировой хозяйкой, владычицей морей-океанов и небес. Исторические и социальные беды ложились на все народы с одинаковой тяжестью, а достижения были общим достоянием. Образованное соединение народов, племен и культур - неповторимых в своем единстве и многообразии - неизбежно будет, как птица Феникс, возникать снова.

И здесь играют роль экономические, геополитические и исторические факторы. Но не менее, если не более, важен духовный элемент единения. Его истоки в народных песнях и сказаниях, в добротолюбивой проповеди священнослужителя, в приходе в отдаленные уголки книги русского писателя, в выходе на мировую арену многих достойных литератур. И вот эта литературная стезя, может быть, самая главная духовная стезя, что соединяет народы, собрала нас в Якутии. Действительно, в каждой республике и у каждого народа есть переводы Пушкина, Толстого, Шолохова. А русские читатели бережно снимают с полок книги Гайдуллы Тукая, Гамзата Цадасы, Алексея Кулаковского, Исхака Машбаша, Расула Гамзатова, Кайсына Кулиева, Мустая Карима, Софрона Данилова, Якова Ухсая и многих других писателей, где понимание своих народов, ощущение (часто невидимых для других их духовных особенностей, помноженное на многомиллионный разум и сердца, соединяло, делало близкими и родственными народы Советского Союза, народы России. Какое многоцветье образов, чувств, обычаев, этикетов предлагала нам наша многонациональная литература. Это сокровища, ничуть не уступающие богатствам Оружейной палаты, золотого фонда страны, и мы должны, обязаны вернуть их народам России, ибо от этого духовные богатства еще больше возрастут и умножатся.

Мы полностью подписываемся под словами Президента Республики Саха (Якутия) Михаила Ефимовича Николаева о том, что глобальные преобразования на планете на рубеже веков утверждают в общественном сознании образ нашего времени, как времени крушений и катастроф, страданий духа и мятежного поиска разума, как времени, обязывающего всех нас к действию во имя спасения и сохранения живой природы, этой животворной среды благополучия человека. В период распада, распродажи страны можно только порадоваться, что в республике делаются конкретные шаги, чтобы не пустить все и вся под жернова сегодняшнего, подчас бездумного и бездушного потребительства, растранжиривания и разбазаривания. Здесь стремятся оставить достойное наследство потомкам: высоко гуманна, благородна идея оставить будущим поколениям заповедными и нетронутыми земли не менее одной пятой территории республики.

Пусть вступивший на эту землю радуется тому, что хотя бы одна из десяти великих рек земного шара, полноводная могучая Лена, остается не перетянутой удавками гидроплотин, не замутненной болотными водохранилищами, но щедро и мудро, как миллионы лет назад, несет свои воды океану.

Мы знаем, что эта земля славится не только естественными, природными богатствами. Это край самобытной многовековой культуры. Среди эпосов мировой известности, которые считаются общим достоянием народов планеты, и эпос-олонхо народа саха "Ньюргун Боотур Стремительный". Его и сегодня с сердечным волнением слушают в исполнении олонхосутов в таежных наслегах и в концертных залах больших городов. Березовые, но словно изваянные, соперничающие изяществом с античными амфорами кубки-чароны, как и многие другие произведения прикладного искусства и просто предметы быта якутов, украшают стенды европейских и заокеанских музеев. У вас богатые театральные традиции. Ваша талантливая молодежь ярко заявляет о себе в профессиональных ансамблях, в балетном театре. Это поистине "Алмазы Якутии", которые украшают и нынешний век и передадут эстафету человеческих радостей двадцать первому веку, Мы от души желаем, чтобы президентская программа "Дети Республики Саха (Якутия)", в которой многое уделяется одаренным детям, успешно претворялась в жизнь. Если говорить откровенно, то на приеме в постпредстве республики мы были ошеломлены цифрами вложения финансовых средств в образование, просвещение детей, что сразу передвинуло республику в этом отношении с одного из последних мест в России в первую десятку.

Земля Республики Саха - это обитель большой семьи народов.

Писатели России внимательно глядят на развитие этой семьи и никому не хотелось бы видеть здесь как проявления национального чванства, так и великодержавных амбиций.

Земля Республики Саха - это колыбель многих древних народов, остававшихся всегда лицом к лицу с беспощадной суровой северной природой, с необозримыми пространствами тайги и тундры, находившихся в постоянной борьбе за свое существование. И не только устоявших, но пронесших свое миропонимание, язык, культуру через века и тысячелетия. Мы часто повторяем, говоря об этих древних народах: "Шагнули из общинно-родовых отношений..." Но, пожалуй, совсем не задумываемся над особым секретом живучести этих уникальных в сущности своей цивилизаций, над тем, почему же им удалось пройти через века и тысячелетия, не сгинуть в борьбе с суровостью Севера? А секрет, видимо, прост и велик: жизнеспособная общественная организация этих народов, их миропонимание и мораль как основы основ, как фундамент любого общества были предельно близки истинной человеческой сущности, зиждились на тех самых принципах братства и равенства, высочайшей человечности, гуманизма, что и делают общество жизнестойким и сильным, что во многих краях и землях в основе своей давным-давно утеряно человечеством и что теперь в катаклизмах, в борьбе, непримиримости мировоззрения и принципов снова отыскивается миром, тем миром, который присвоил себе имя цивилизованного.

Ровно двадцать лет назад, в июне 1975 года, в Москве состоялся пленум правления Союза писателей РСФСР, обсудивший вопрос "О состоянии и основных тенденциях развития якутской литера-туры". В прекрасном, истинно поэтическом и в то же время аналитически глубоком докладе председателя правления Союза писателей Якутии Семена Данилова, в выступлениях писателей, критиков, литературоведов Москвы, Ленинграда, Российской Федерации, Якутской АССР предстала панорамная, впечатляющая картина состояния якутской литературы того времени. Было чему радоваться, чем гордиться. К этому времени были окончательно восстановлены, освобождены от каких-либо обвинений, наветов добрые имена основоположников, классиков якутской литературы Алексея Кулаковского, Анемподиста Софронова, Николая Неустроева. Союз писателей республики, и особенно председатель правления Семен Данилов, проводили кропотливую, постоянную, истинно творческую работу по добротной подготовке к печати сочинений этих писателей. И, действительно, русский читатель узнал этих великих сыновей народа саха в прекрасных переводах Владимира Солоухина, Сергея Поделкова. С трибуны пленума звучали слова глубокой благодарности русским прозаикам, поэтам, которые свой талант, творческий огонь души отдавали делу перевода писателей республики на русский. Эти слова благодарности были обращены к Анне Ахматовой, Владимиру Луговскому, Веронике Тушновой, Владимиру Туркину, Роману Палехову, Николаю Глазкову, Михаилу Светлову, Владимиру Цыбину, Анне Дмитриевой, Юрию Шамшурину, Наталье Грудининой и многим другим, как их называли, мастерам благородного переводческого дела.

Тогда же пустился в большое плавание героический эпос "Нюргун Боотур Стремительный" Платона Ойунского в переводе Владимира Державина.

Чувствовалось, что литература народа саха как бы участвует в животворном, творческом соревновании с литературами народов Российской Федерации, литературами народов всего Советского Союза.

Ушло, кануло безвозвратно то время. И все же справлять панихиду по самим себе у нас, кажется, нет полных оснований. Один только факт. 3а период с 1991 года по сегодняшний день, то есть за самое смутное время нашего существования, в члены Союза писателей России приемной коллегией и секретариатом правления Союза писателей России по рекомендации Союза писателей Республики Саха (Якутия) приняты 22 человека. То есть из 50 членов Союза писателей, составляющих сегодня якутскую писательскую организацию, почти каждый второй - это недавно вошедший в нее, принесший с собою новую энергию, свежие помыслы и дерзания. Вся Россия нынче знает поэзию Натальи Харлампиевой, Ивана Инокентьева, Ивана Переверзева, прозу Николая Лугинова, Андрея Кривошлыкина, своеобразную драматургию Василия Васильева-Хырысхала, других по-настоящему талантливых писателей.

На семинаре-совещании молодых писателей Горного Алтая, Тувы, Хакассии, Якутии, проводившемся в октябре прошлого года в Горно-Алтайске, свежо, ярко прозвучал голос поэтессы Ольги Корякиной (Умссуры). Русские поэты Виктор Кочетков, Валентин Сорокин, Василий Куницын, Александр Жуков, алтайцы Бронтой Бедюров, Аржан Адаров, тувинец Александр Даржай, хакасска Наталья Ахпашева и другие дружески благословили поэтессу, пожелали ей новых творческих успехов. Мы приняли Умссуру в члены Союза писателей России по рекомендации семинара прямо на заседании Совета секретарей. Ибо иногда бывают исключительные ситуации.

Недавно в здании Государственной Думы произошло присуждение новой престижной общественной премии "Вехи". Вручал премию спикер Госдумы, на вручении присутствовал весь спектр парламента, представители различных групп интеллигенции. Премии вручили достойным - выразителям высокого гуманистического духа Льву Гумилеву и Владимиру Максимову (посмертно) и Никите Михалкову.

Выдающийся ученый, страдатель, преемник духовного наследства своих родителей, Л.Гумилев задолго до нынешних споров о судьбах нашего отечества почувствовал необходимость системно определить особую цивилизационную суть России. Действительно, Россия не Восток, не Запад, а самобытная национальная целостность, в которую наряду с русскими, принявшими восточное византийское христианство, влились многие народы с различными верованиями. И умение, состояние даже, способность русских людей понять, полюбить и принять чужое этническое своеобразие Л. Гумилев назвал комплиментарностью; и это качество - "комплиментарность" - нам всячески надо поддерживать, культивировать, утверждать. И здесь национально-объединяющим могут быть культура в целом и литература в частности. Не литература ненависти, национального превосходства, расслоения, а литература единения, содружества, гумилевской комплементарности.

Все мы были свидетелями Великого, поистине всенародного праздника Победы. Миллионы людей шли в колоннах, в Москву приехали ветераны всех национальностей. Силы бесовщины и распада на время примолкли. Я был на Прохоровском поле на открытии гениального памятника-звонницы скульптора Вячеслава Клыкова, слева от меня стоял карачаевец, справа среди русских белорус, а там горделиво поблескивали орденами кавказцы, украинцы, узбеки. 50-летие Победы дало нам шанс к возрождению, восстановлению дружбы, осознанию необходимости единства нашего Отечества, праведности единительного духа. Нужно продолжать эту традицию.

За последний год секретариат, его правление попытались возродить общение, встречи и обсуждения на местах, в автономиях, национальных республиках. Несмотря на то, что нет денег, никто нас не субсидирует, секретари побывали в Кабардино-Балкарии и Адыгее, в Горном Алтае и Бурятии, в Саха (Якутия) и Удмуртии, в Башкирии и Мордовии. Представительная делегация татарских писателей побывала у нас в Союзе. Мы многое узнали о жизни татарских собратьев, поделились своими планами. Нас ничего не разделяет, мы едины.

У наших центральных издательств все больше и больше проявляется желание выйти за пределы Москвы, побывать в областях и автономиях, вырабатывается вкус к национальным авторам. Хороший отзвук получила подборка стихов кавказских поэтов в "Нашем современнике". Кстати, журнал образовал у себя и Национальную редакцию во главе с замечательным поэтом России Юрием Кузнецовым.

Стали заметным явлением якутские материалы "Литературной России", материалы о братских литературах. Отмечен номер "Роман-газеты" с переводом романа прекрасного адыгейского писателя Ю. Чуяко "Сказание о железном волке".

И все-таки этого мало, это какая-то невыразительность по сравнению с тем, что было. Мы мало освещаем литературу Поволжья, Коми, Удмуртии, народов Дальнего Востока. Да и другие регионы могли бы посетовать. Мы должны задать вопрос: почему 80-е, 90‑е годы не привели на общероссийскую трибуну новых национальных поэтов - новых Расулов Гамзатовых, Кайсынов Кулиевых, Мустай Каримов. Думаем, что они есть, но мало переводов, мало публикаций, мало критики, нет телевидения.

На предварительной, подготовительной встрече в Союзе писателей критик Анатолий Ланщиков сказал: "Что касается телевидения, то создается впечатление, что мы живем за чертой оседлости. Ибо главные темы нашего ТВ - это Америка, Европа, Израиль, иногда Япония, их культура, музыка, литература". Действительно, ощущения многоликой, многонациональной России нет. Словно никаких российских народов нет! Кто помнит передачи из Улан-Удэ, Горного Алтая, Карачаево-Черкессии, из Тамбова, Астрахани, Читы, Вятки?

Есть американцы и политическая борьба внутри России. Зато из Лас-Вегаса я лично помню не менее пяти передач, из Голливуда десятки. Ласкают марочный Бонн, фунтостерлинговый Лондон. Телевизионщик, который приехал в Вешенскую, заявил: "Знаете, Шолохов меня не трогает!" Боже мой, ну зачем же ты приехал, зачем снимаешь и уродуешь Россию. Ну и снимай себе с любовью и подобострастием Сан-Франциско, Тель-Авив и Ниццу, зачем выдаешь себя за российское телевидение, зачем маскируешься в своей любви. Ясно, что денег дали на съемки в Вешенской, но ведь испохабили, не показали подлинную красоту шолоховских мест и героев, праздник народа на Прохоровском поле, торжество у памятника Теркину в Смоленске. Мы можем уже сейчас с полной уверенностью и глубоким сожалением говорить об антирусской, антироссийской направленности нашего телевидения, его уходе от жизни народов России. Мы требуем возрождения или, скорее, становления государственного, национального телевидения, где достойное место должна занять литература. Оно должно быть населено людьми народов России, нашей русской провинцией, ее бедами и достижениями, ее страданиями и успехами, ее творцами.

Перед пленумом в Якутске мы провели несколько встреч с учеными, разрабатывающими проблемы национальных взаимоотношений, с критиками, отслеживающими процессы в братских литературах, с издателями и переводчиками, с государственными чиновниками, работающими в сфере межнациональных отношений. Распад России приостановился, констатировали они, но причины, порождающие сепаратизм, неприятие, отторжение, не устранены.

Наши литературы были единодушны в поиске самостоятельных оплодотворенных собственной историей путей движения. Политики, социологи, общественные деятели не прислушались к их голосу, тащили и тащат народы в прокрустово ложе западного развития. А ведь путь Запада уже почти завершен. Осуществлен и закрыт. Для всего остального человечества, если хотите. Бог дает шанс отыскать более плодотворный путь и смысл бытия.

Союз Советских Социалистических Республик распался, но неизбежен союз исторически соединившихся народов, извлекающих урок из прошлого и устремленных в будущее.

Литературы народов России, и младописьменные, и с вековыми традициями, никогда не оставались безучастными к процессу сложному, а чем-то и предельно драматическому - постепенного складывания, образования Российского государства, этого поистине уникального, и, может быть, не имеющего аналогов союза, содружества народов. В каких-то произведениях это отражено недостаточно глубоко и убедительно. Но ведь если внимательно всмотреться в весь опыт наших литератур, то можно увидеть и вершинные, яркие произведения, отмечающие эпохальные явления этого многовекового, исторически обусловленного процесса. Вспомним хотя бы произведения Л.Толстого, посвященные Кавказу. Давайте внимательно вглядимся в творчество наших современников.

Если бы мы нашим коллективным умом могли увидеть весь тот ряд художественных произведений, которые не языком исторической науки, но образным языком литературы рассказывают, рисуют картину создания, образования Российского государства, если бы мы могли выстроить их в единую Библиотеку, наверное, это было бы конкретным вкладом в решение сложных политических проблем, выдвинутых нашим временем. Серьезная, вооруженная глубокими знаниями литература народов России, научно и художественно компетентная редколлегия с привлечением широкого круга критиков и литературоведов, авторитетных писателей должна будет затратить на это немало труда. Они должны будут развернуть работу по оценке и переоценке созданных ранее художественных произведений. Какие из них выдержали испытание временем и по праву могут служить духовному вооружению народа? Какие оказались сработанными на потребу дня, начинены ложной многозначительностью и перестали быть в какой-либо мере нужными читателю?

На этот принципиальный творческий смотр, конечно же, выйдут романы Дмитрия Балашова, Валентина Пикуля, Николая Задорнова. А вместе с ними встанет в ряд претендентов на место в художественно-исторической библиотеке эпическое полотно Григория Ходжера "Конец Большого дома", освещающее время, когда устанавливалась граница России по Амуру и Уссури. Напомнит о себе роман "Унтовое войско" Юрия Сергеева - об участии бурятских казачьих объединениях в событиях на Дальнем Востоке, когда Россия и Китай выставляли военный щит, преграждающий дорогу на земли, слабо оформленные государственно, наиболее мощным державам, поделившим уже к тому времени мир и устремившим свои взоры на эти дальневосточные земли.

Мощно заявит о себе роман, разрабатывающий тему, особенно острую сегодня, злободневную тему Кавказской войны первой половины прошлого века, - роман народного писателя Адыгеи Исхака Машбаша "Жернова", произведение поистине эпическое, стоящее на мощной документальной основе, с широким международным диапазоном освещения событий. Рядом с этим романом как бы пройдут новую проверку и другие книги этого автора и романы, посвященные тому же историческому периоду. Это книги "Долгие ночи" чеченца Абузара Айдамирова, "Горсть земли" абазинского писателя Бемурзы Тхайцухова, "Последний из ушедших" абхазца Баграта Шинкубы, в котором, в частности, зафиксирована просьба убыхского народа к русскому правительству: "Клятвенно обещаем вам, что если будет даровано нам разрешение вернуться в отчие пределы, то не только мы, но и потомки наши верой и правдой будут служить государству Российскому", а также "Сказание о железном волке" адыгейского прозаика Юнуса Чуяко, столь пронзительно и пророчески своевременно прозвучавший в блестящем переводе Гария Немченко накануне чеченской трагедии.

Несомненно, что литература Карелии выставит на творческий смотр роман Якколы "Водораздел", литература Коми - романы Юхнина и Федорова. Не останутся в стороне и литературы народов Крайнего Севера, народов, малых по численности, но с могучим творческим потенциалом. Сомнения нет, что такую Библиотеку украсит роман-дилогия юкагира Семена Курилова "Ханида и Халерха".

Мы обязаны вспомнить творчество недавно ушедшего из жизни Николая Шундика, большого, разностороннего знатока националь-ных литератур и жизни народов, которого будет не хватать в общественной редколлегии планируемой наши библиотеки, но его творчество и последний роман явно принадлежит нашей серии. Мы обращаемся к правительству, Федеральному собранию, президенту, к промышленникам и финансистам, к правительству Москвы. Давайте попробуем организовать, с несомненным участием Союза писателей России, выпуск этой художественно-исторической библиотеки "Отечество". От вашего имени мы выносим эти предложения в государственные и общественные структуры. На это требуется около 7,5 миллиардов рублей, то есть часть самолета, пролетевшего над Чечней.

Ныне для исторической достоверности мы должны внести в разряд национальных вопросов русский вопрос. Да, как национальный вопрос. Он до сих пор был скорее мировой, мировоззренческий, политический, духовный. Но когда двадцать пять миллионов соотечественников оказались за пределами России, когда русский народ превратился в разделенную нацию, когда посыпались обвинения на русских людей в национал-имперских амбициях, у многих русских, а может быть в целом у народа, возникла жестокая обида: помогая, осваивая, отдавая, он никогда не считал себя, подобно англичанину, превосходящей других личностью, он не презирал, подобно немецким фашистам, другие нации, и вдруг в течение каких-то 5-10 лет он стал некоренным там, где жил сотни, тысячи лет, оккупантом, там, где освобождал народы от фашизма, иммигрантом, там, куда его позвали создавать науку, строить заводы, поднимать целину. Любой национальный вопрос ныне неотрывен от русского, от отношения к нему национальных злит, государственных структур, интеллигенции. Как любой неразрешенный национальный вопрос, он опасен для мира, опасен для всех. И мы призваны наполнить его такой же исторической дружелюбностью, искренностью и всечеловечностью, каковым он был на протяжении веков.

И еще один вопрос. В период пика суверенизации раздались с обеих сторон воинственные голоса об отторжении от национальных литератур. У тех, кто пишет не на своем национальном, а на русском. В свою очередь, некоторые русские "патриоты" отказывали в праве считаться русскими писателями тем живущим вне России литераторам, которые пишут на русском. Кто же они? А они наши соотечественники, в силу исторических и политических причин, в силу интеграции и создания единого духовного и языкового пространства пишущие на одном из мировых языков. И то, что они написали, такая же часть нашей литературы, как и все национальное. И пожалуй, нашим национальным собратьям пора уже отказаться от обвинения этих своих коллег в некоей измене национальному духу, а судить по их глубине и мастерству отражения жизни своих народов. Русским же псевдопатриотам следует в этом случае подумать о том, что при таком подходе можно и от Гоголя, Державина, Набокова отказаться, а при наличии особой фантазии и от Пушкина.

Думаю, что мы проявим внимание к этим писателям, создав при Союзе писателей России секцию национальных писателей, пишущих на русском языке.

Особенно деликатна тема религиозных взаимоотношений. Средства массовой информации твердят во все рупоры, что идет борьба между мусульманами и христианами в Боснии и Нагорном Карабахе, в Абхазии и Чечне, на всем пространстве всего бывшего Советского Союза. Всемирные лукавцы! Они спят и видят запланированное столкновение России и Юга, православия и мусульманства. Ибо это отвлечет эти народы от справедливых требований иметь собственные ресурсы, землю, самостоятельную политику, оторвет от союза с Россией. Общественные и геополитические конфликты они пытаются выдать за религиозные.

Нам не надо поддаваться на этот не столь уж хитроумный, сколь шаблонный ход. История России показала, что на ее пространствах мирно и благожелательно уживались различные религиозные конфессии. Они не противостояли друг другу. И попытки столкнуть их сегодня носят провокационный характер. Наша литература нынче получила возможность отразить ту благотворную миссию, которую играла религия в развитии и просвещении народов... Только что я прочитал рукопись талантливого литератора, священника отца Сергия (Широкова) о русских священниках-миссионерах, прошедших со своей просветительской миссией от Валаамского монастыря через Север, Сибирь, Якутию, Камчатку, Аляску до Калифорнии и Сан-Франциско.

Особо интересно описана деятельность преподобного отца Иннокентия здесь, на якутских землях. Член нашего Союза, депутат Думы, карачаевец Азрет Акбаев написал, что никакая религия не проповедует зла, но некоторые мусульмане своими поступками идут вразрез с исламом, чем дискредитируют веру, историю, культуру народов Кавказа. И только не причиняя людям зла, ты становишься верующим мусульманином, и это главное для исповедующего любую религию.

Эта страница истории нашей духовной жизни проявляется по-новому. Да, надо, чтобы она была исторически достоверна, лишена придуманной мифологизации и апологетики. Религии народов не нуждаются в однотонных красках. Так же, впрочем, как и вся история. Так, очернительство дореволюционной истории вызывает отпор, но оборачивается у некоторых спорящих с этим писателей и историков тем, что на нее надевают лишь лубочные одежды. Погром и отрицание советского периода истории вызвали естественное неприятие общества. Тут же появились глашатаи беспорочности и розовокрылости того времени. Как будто не было расказачивания, раскулачивания, ссылок, ГУЛАГов и обнищания деревни. Правда жизни полнокровна и объемна, она не привилегия одной истории или класса. И дело, задача, смысл деятельности художника ощутить, постичь, отразить ее в полном объеме. И там, где это удалось, художника ждет национальная, народная и мировая слава.

Недавно делегация Союза писателей России была на ярком, полнокровном и незабываемом празднике 90-летия Михаила Александровича Шолохова на Тихом Дону.

Тысячи станичников заполнили улицы Вешенской, у домов стояли столы с угощением, десятки неповторимых казачьих хоров без помощи присосок-микрофонов создавали многоголосый венок в память народного писателя. А вместе с этим искрометная пляска танцоров Северной Осетии, ритмичный танец калмыков, лирическая мордовская плясовая, песни, танцы других народов. Был большой литературный вечер, встречи с читателями. Премии М.А.Шолохова за продолжение шолоховской традиции на главном майдане станицы мы вручили М.Н. Алексееву, В.И.Лихоносову, С.Т.Алексееву. Решено ежегодно и всегда вручать эту премию тут, в Вешенской.

Казалось, шолоховские герои выходили со страниц его книг, участвовали в скачках, стояли рядом, общались с нами и уходили в эти памятные миллионам страницы. А Григорий и Аксинья навечно запечатлены на берегу Дона скульптором Можаевым. Его же казак на кургане у Вешенской - подлинный шедевр. Россия обрела новый талант.

Моя десятилетняя внучка спросила сидевшую у могилы, как оказалось, 94-летнюю казачку Ефросинью: "Бабушка Фрося, а вы-то "Тихий Дон" читали?" И получила незабываемый ответ: "А то как же! Для казаков есть две святые книги: "Библия" и "Тихий Дон". Пожалуй, это высочайшая оценка творчества писателя, его признание не нуждающееся в одобрении знатоков, экспертов, литературных утвердителей и отрицателей.

Таким же просветленным и радостным был праздник в Смоленске, где мы вручили премии Союза писателей России и администрации на открытии памятника Твардовскому и Теркину нашим замечательным поэтам Н.Старшинову, М.Ножкину, В.Смирнову, А.Мишину, драматургу Н.Семеновой.

Убедительно и торжественно прошло вручение премии им. Лескова "Левша" на Тульском оружейном заводе, где наряду с рабочими премию вручили писателю И.Панькину за его книгу "Легенды о мастере Тычке". Администрация Орловской области и ее глава Е.Строев продолжают радовать нас своим отношением к культуре и литературе, после вручения в прошлом году там премий имени И.Бунина и Н.Карамзина, мы вместе с ними смогли учредить и премию А.Фета. И в мае в дни 175-летия со дня рождения тончайшего лирика и глубокого экономиста объявили имена лауреатов: В. Солоухина, В. Дронникова (Орел), В. Артемова (Москва), И. Семеновой (Орел).

Мы и впредь вместе с представителями местных администраций, финансово-производственных структур, с добровольными помощниками будем учреждать всероссийские литературные премии. Следует признать, что в числе лауреатов мало литераторов республик, представляющих народы России. Писательские организации с мест не проявляют здесь должной инициативы и желания. Однако мы думаем: то, что мы согласовали и утверждаем здесь, в Якутии, откроет новые качественные возможности для других. Так, мы предполагаем провести на Северном Кавказе выездной секретариат по проблемам литературы этого региона. Там тоже будут учреждены премии для писателей, переводчиков, людей мира и дружбы. Есть предложение провести встречу литературных журналов национальных автономий Поволжья. Мы надеемся, что и там будут отмечены национальные и русские авторы, журналы, проводящие в жизнь политику дружбы и согласия между народами. Внесен проект об учреждении Союзом писателей России, Брянской, Белгородской и соседними областями Украины и Белоруссии премии "Бояна" за укрепление дружеских связей, за практическую работу в этом направлении, за литературную и переводческую деятельность. У нас много истинных подвижников и борцов за единое многонациональное государство, за духовное понимание, пропагандирующих культурное богатство, утверждающих мир и дружбу. Они не ждут поощрения и похвал, они работают бескорыстно, но наш Союз писателей, все мы, заботники Отечества и культуры, должны сказать им доброе слово, да и отметить материально их в эти нелегкие дни.

Мы, писатели России, представители своих наций, как никто другой, чувствуем необходимость защищать и развивать родные языки народов России. Культура языка предполагает постоянное его освоение, возделывание, культивирование. Немало сделано для развития национальных языков, но предстоит еще многое сделать, чтобы языки не остыли, не законсервировались, не растворились. Это наша святая обязанность, это наш долг и призвание.

На просторах России, да и за ее пределами (в границах бывшего СССР) складывается реальное двуязычие. Знание родного языка обогащается знанием русского, что помогает общаться со всем миром. Но у русского языка, у всех языков народов России появилась серьезная общая проблема - хлынувшее многословие, нарушения грамматических норм, невыразительность, стилевые штампы, использование кличек, блатной лексики, навязывающей обществу мировоззрение воров в законе, паханов, отступление от литературно приемлемого образца народной речи. Во всем этом, к сожалению, отражается природа некоторых представителей нынешней власти, рвущихся к управлению мафиозных структур, их цинизм и пренебрежение к культуре, к просвещению, образованию. Особое возмущение вызывают заполнившие телевизионные экраны, газеты, журналы, парламентские трибуны, МИДовские встречи, научные конференции иностранные, в большинстве случаев американские, заимствования. Причем заимствования немотивированные, для шика, для того, чтобы примоститься на американской долларовой карете, продемонстрировать свою лакейскую приобщенность к "сильным мира сего".

6 июня, в 196-ю годовщину со дня рождения А.С.Пушкина, мы пришли в Государственную Думу, чтобы выступить на обсуждении закона "О защите русского языка". За два часа до этого писатели Москвы и России возложили цветы, склонили головы, прочитали стихи у памятника великого поэта. И оглянулись вокруг. Душа наша наполнилась грустью, скорбью и гневом. Окрест пьедестала Пушкина роились иностранные надписи: Микродин, Фрут, Самсунг, Аква-лайф и Апико вмеремежку с Кока-колой и Макдональдсом. Да, какое только бесовское кружение иноземных духов и слов не идет вокруг опечаленного поэта. С трибуны Думы мы обратились к мэрии (прости, Господи, от этого реформаторского слова) Москвы - очистить священную площадь Пушкина от иноземной словесной оккупации, засилия латиницы, американской лексики. Борцы за права человека (в основном не соотечественники) скажут, что мы не имеем права, нет примера, нет цивилизованного прецедента. Смею заверить, что есть. Наш соотечественник Владимир Максимов написал нам из Парижа: "Каждая страна и любой народ вправе защищать себя от экспансии, в том числе и от экспансии в области языка, всеми имеющимися средствами". Он привел в пример Францию, где штрафуются и наказываются средства массовой информации за злоупотребление американизмами. Кстати, этот закон Франции распространяется и на слушание в Думе. Сошлемся и на пример третьей литературной столицы России - г.Орла.

Областная Дума и администрация приняли решение о том, что любая надпись, любое объявление или реклама на английском языке, утверждающее иностранное, скорее всего американское название, облагаются налогом, который идет на нужды города. Надписей поубавилось, а те, которые остались, работают на нужды города. В общем, подчеркнем еще раз, языки наших народов нуждаются в защите, пропаганде и, естественно, в развитии. Мы внесли от имени писателей России и Всемирного Русского Собора в Думу проект закона "О русском языке" и думаем, что и писатели тех автономий, где подобный закон о национальных языках не принят, будут инициаторами его рассмотрения законодательными органами республики с учетом своих специфических условий.

Если мы не будем объединять духовно наши народы, у нас будут конфликты не только с Чечней. Надо возвращать наше общество в нормальное состояние, где духовные ценности близки всем, надо создавать сферу притяжения. Удивительно, но такие державы, как Англия, Франция, издают целые библиотеки Африканской литературы. У нас же в России централизованное издательское дело по выпуску книг национальных авторов прекратилось. Удивительное равнодушие, презрение даже, сквозит в этом рыночном обществе к литературе, к книге. Мы как бы вступили в то состояние, которое описано у Брэдбери в книге "451о по Фаренгейту", где управляет мозгами телевидение и где нет книг. Присуждение государственных премий превратилось у нас в какой-то междусобойчик. Просто поразительны глухота, а порой и невежество этой таинственной комиссии, которая дает на подпись Президенту проголосованные предложения по присуждению государственных премий. Как можно было не присудить Государственную премию гению отечественной литературы, писателю с мировым именем Леониду Леонову за его вершинно-пророческий роман "Пирамида". Как можно уже пятый год обходить самого глубоко образованного, достоверного писателя России, заменившего своим творчеством целые научные институты - Дмитрия Балашова. Его исторические романы серии "Государи Московские" - открытие в нашей истории, литературе, в общем духовном подходе, подлинная эпопея. Отклонены и Расул Гамзатов, Василий Белов, Сергей Залыгин. Судя по всему, премии присуждаются по приближенности к высшей канцелярии. Конечно, Василий Белов и Дмитрий Балашов не столь сладкозвучны, как Алла Пугачева. Они могут и правду сказать, и нелицеприятно выразиться. Но ведь на то они и писатели земли русской, чтобы "истину царям с улыбкой (а иногда и с гневом) говорить". Да, это их и проигнорировали. Было это уже, было, господа, осуждено историей, общественностью и окончилось прахом для тех, кто игнорировал подлинные ценности Духа, Отечества. Если премия эта подлинно государственная, державная, народная, то надо включить в состав комиссии представителей писателей России, русской провинции, автономий. Если же это дворцовая премия, то ее ждет осмеяние и презрение российской отечественной интеллигенции.

Ну и о боли нашей. Несколько дней назад, когда заседал наш секретариат, заглянул какой-то человек. Его узнали: писатель из Чечни. Попросился посидеть на секретариате. Секретов нет. Обсуждали вопросы пленума в Якутии. Закончили. Наш гость встает и со слезами говорит: "Неужели еще есть такие места, как Якутия, где работают, куда могут приехать писатели? - Он помолчал и сказал: - А у нас стреляют. Стреляют и убивают людей. Чеченцев и русских". Писатель - противник Дудаева, его боевиков. Но разве может он примириться с гибелью, смертью? Войну надо закончить, и как можно скорее, прекратить уничтожать людей. Это не значит, конечно, что какой-нибудь обнаглевший мафиози может отделить свою область или республику от России, разгонять парламент, убивать пачками противников. Здесь должен торжествовать закон и историческая традиция. Власти России не смогли действовать в этом русле с самого начала. Мы приветствуем деятельность Фонда Расула Гамзатова по выпуску книг молодых писателей Дагестана, а также чеченских и ингушских собратьев. Доброе, полезное и красивое дело задумал и осуществил наш друг Гамзатов Расул. Спасибо ему, его друзьям от имени писателей России.

Заканчивая, хотелось бы внести несколько важных предложений, которые нацелены на восстановление литературных связей, ознакомление народов нашей страны с духовной жизнью друг друга, организацию переводов. Печально, но факт: в Москве почти невозможно достать книги, журналы, литературу национальных республик и областей России. Накануне Пленума в Союзе писателей России мы организовали "Библиотеку дружбы" и пригласили участвовать в ней Министерство культуры. Будем входить с предложением в правительство России и Москвы, Министерство культуры о создании такой Российской библиотеки, где сосредоточилось бы все то литературное богатство, которое выходит в областях и автономиях.

Мы понимаем, что литература находится в трудных условиях, средства ограничены, но мы надеемся, что руководители России, руководители национальных республик, в первую очередь Республики Саха, откликнутся на серьезное предложение о создании Центра межнациональных книжных изданий (ИДКИ). Этот центр, создаваемый по принципу литературно-коммерческого агентства, должен способствовать изданию на русском языке книг современных авторов из национальных республик и иных национальных образований, расширению и обогащению единого духовного пространства.

День, проведенный нами здесь, в Якутии, показал, сколь необходима такая встреча, как важно посмотреть друг другу в глаза, послушать и услышать друг друга, как необходимо наше дружеское рукопожатие для всех народов отечества.

содержание   наверх   далее
ИСКОМОЕ.ru
Расширенный поиск
Каталог Православное Христианство.Ру