На первую страницу сайта

«ПО СВОЕЙ ЗЕМЛЕ ХОЖУ»


содержание

Северный Кавказ

Ситуацией сегодняшнего дня, силой временных обстоятельств и исторической традицией Северный Кавказ часто становился в центр политической, общественной, культурной жизни России. И поэтому естественной и необходимой стала и повестка дня нашей встречи, встречи писателей России, нашего пленума "Северный Кавказ: духовное сотрудничество-залог мира и согласия". Когда нас избрали, Союз писателей России после Беловежья и олигархического захвата СМИ был похож на разбитую мозаичную картину. Распалась страна, распалось единое духовное пространство. Его надо было стянуть или, скажем, соединить в единый духовный узел. Свою роль новое правление видело именно в этом. Из Москвы можно многое сделать, но далеко не все. В России конечный результат в конечном итоге зависит от провинции. Там реально осознается ценность столичных преобразований, там выносится народная оценка власти, там вызревают гроздья гнева. Все это касается и литературы. И для того, чтобы Союз писателей России был Союзом, а не клубом по интересам мы решили начинать и вести единительную, творческую работу из провинции. Поистине историческим первым нашим пленумом старта стала встреча писателей в Орле "Русская литература. Истоки. Традиции. Современность", затем - в далеком Якутске. Здесь шел разговор о национальных литературах, о том, что они при суверенизации стали недоступны для других народов, ибо стали ненужными переводческие школы, потерялись связи между братскими литературами. Якутск укрепил эти связи, не позволил распасться многолетним дружеским отношениям. Вслед за этим был Омск-с важной повесткой о духовных богатствах Сибири, встреча писателей на брегах Невы с темой: "Россия: С.-Петербург. История. Культура. Литература". Это был поистине гимн великому городу на Неве, возможно, первый старт навстречу его 300-летию в 2003 году. Состоялся литературно-творческий грандиозный разговор в Смольном, Пушкинском доме, Кронштадте, пригородах города.

И вот Кубань. Краснодар. Майкоп. Северный Кавказ. Не случайно? Отнюдь. Здесь неожиданно снова появилась граница, снова звучат выстрелы. Здесь опасно. Но здесь и южная основа, фундамент России. Здесь крепкий корень. Здесь великое умение трудиться, здесь многолетняя традиция защиты святынь. Здесь многонациональная литература. Здесь отблеск Грибоедова, Пушкина и Лермонтова. Здесь широкий взгляд на столкновение европейской и азиатской цивилизации в "Хаджи Мурате" Толстого. Здесь казачье дыхание Шолохова, здесь осознавал себя Солженицын. Здесь неистово закалял литературную сталь прикованный к постели Николай Островский, тут слышался мерный шаг железного потока Серафимовича. Здесь на весь Союз зазвучал звонкий и красивый стих, возвышенное слово Сулеймана Стальского, Гамзата Цадасы, Кайсына Кулиева, Расула Гамзатова, Адама Шогенцукова. Здесь утверждался талант Анатолия Калинина, Виктора Лихоносова, Алима Кешокова, Фазу Алиевой, Исхака Машбаша, Танзили Зумакуловой, Анатолия Знаменского, Ивана Вараввы.

Кавказ, Кубань - изумительное языковое богатство, сокровищница образов, славянских наречий, слов, значений, идущих от знаменитой древней тьмутараканской надписи "Князь Глеб мерил море" до пушкинского божественного ощущения от величия гор: "Кавказ подо мною, один в вышине... ".

Один из дней пленума мы проводим в Адыгее, в Майкопе. Чем это вызвано?

Ну, во-первых, все писательские организации Кавказа являются членами нашего Союза, и довольно активными и творческими. Во-вторых, Исхак Машбаш представляет в нашем монументальном сопредседательстве (П.Проскурин, В.Распутин, В.Белов, В.Сорокин) национальные литературы. И мы хотели бы через адыгейскую литературу протянуть руку братского сотрудничества всем литературам Кавказа. Это наши братья. И если писатели захотят, то здесь будет мир, спокойствие, братство. Сам Исхак только что закончил фундаментальный роман "Хан-Гирей" и мы горячо обсуждали его в Адыгейском постпредстве вместе с главой Республики и общественностью Москвы и Адыгеи. Обсуждение было интересным, и возможно, в будущем вместе с главой вашей администрации мы обсудим книги краснодарских писателей в Литературной горнице Союза писателей в Москве. Надеемся и на обсуждение творчества писателей республик Северного Кавказа.

И еще. В столичных СМИ, на ТВ периодически рождаются обвинения в адрес краснодарцев, казаков, губернатора Кондратенко в национализме, шовинизме. Знаете, каждый раз, как только выясняется, что та или иная группа олигархов схвачена за руку и им грозит опасность или вызревает народный гнев, СМИ и ТВ, которые в основном состоят на корму у олигархов, проводят отвлекающий маневр. Гайдар ограбил народ - и сразу появился термин "красно-коричневый". И ну все СМИ бросились играть в этот футбольно-политический мяч. Надул Чубайс всю страну с ваучерами, и тут пугалом стал национализм. Грохнул кириенковский дефолт, и виноват в этом мифологический "русский фашизм", фантазийный "экстремизм". Я не склонен идеализировать патриотические силы страны, они разнородны, нередко в их ряды втираются провокаторы, в них немало раздора, амбиций, непроясненности, невежества, мало православия и культуры. И все же они наиболее сознательные и стойкие защитники Отечества в этих тяжелейших условиях, они не продажны, они ищут решения вопросов у нас в стране, вместе со всеми народами России. Ваш же губернатор Кондратенко зарекомендовал себя, как серьезный, солидный, умный, разносторонний политик, человек ищущий, глубоко просматривающий истоки наших нынешних бед и вчерашних побед. Он безусловный патриот и человек Дела.

Кто мешает нашему телевидению сесть и побеседовать с ним "без галстука" или в качестве "героя дня". Но вот не разрешено же свободной прессе и еще более свободному (так и хочется сказать более разнузданному) телевидению. Писатели России с удовольствием и интересом встретятся и побеседуют с одним из признанных лидеров патриотических сил России. Я не говорю о полном согласии, я говорю о понимании. И этому, надеюсь, будет служить наш пленум.

Если бы нас спросили сегодня: зачем мы здесь в это суровое время, время невзгод, неспокойствия государственного, время неразберихи и взаимных обид? И что стоит за нами? Мы ответили бы с чистым сердцем и абсолютной уверенностью: за нами века нашей общей, пусть и противоречивой истории.

В начале ХIV века Тверской князь Михаил оказался перед выбором: либо явиться в ставку Орды, куда он был вызван на неправедный суд и верную гибель, либо сохранить свою жизнь, но навлечь на родную землю новые карательные набеги ордынцев.

Напрасно его сыновья Дмитрий и Александр умоляли отца не ездить, а послать их вместо себя.

"За мое ослушание разорение падет на Отчизну, - отвечал Михаил, - не лучше ли же ныне положить душу за братию". Благоверный князь принял мученическую кончину в предгорьях Кавказа у реки Терек. По дороге в Москву повозка с телом убиенного остановилась в Маджарах (с 1799 года-город Святой Крест. В 1920-переименован в Буденновск). Христиане просили внести тело в церковь, но сопровождавшая охрана велела положить его в хлеву. В эту же ночь многие жители видели, как над хлевом поднялся огненный столб, а днем сияла над ним радуга. На месте первого прославления Святого князя Михаила в прошлом веке был основан Маджарский Воскресенский монастырь с особым храмом в память о первомученике гор Кавказских князе Михаиле Тверском. Больница в Буденновске, которая была захвачена боевиками-террористами, находилась на территории бывшего Маджарского монастыря.

Совпадение? Случайность? А может, знамение, истолковать которое по силам только незамутненному разуму и чистому сердцу. Больница же, еще к слову, была восстановлена москвичами за счет бюджета Москвы...

Итак, что привело нас сюда? Вера и культура. Вера и культура-неразрывны. Да, это русская аксиома. Однако, и при разнице веры была у нас, россиян, единая, неразрывно-духовно-кровная культура. "Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии",-сказал поэт, любимый и в России, и на Кавказе. И это правда-несколько десятилетий назад мы сразу полюбили, но еще в полной мере не представляли, что будут значить и что символизировать для всей необъятной России гамзатовские "Журавли", каким трепетным спасительным крылом коснуться они сегодня нашего сердца, о чем напомнят, чем устыдят нас, в какое неизбежное будущее направят свой клин: "Они до сей поры с времен тех давних, летят и подают нам голоса. Не потому ль так часто и печально мы умолкаем, глядя в небеса" - как по-новому, не правда ли, звучит сегодня эта бессмертная песня нашего общего дома, нашего единого очага.

- Что привело нас на Кавказ? - спрашиваем мы себя еще и еще раз и отвечаем: во-первых, Пушкин. Пушкину 200 лет. Он ведет нас на Кавказ, он дарит нам Кавказ с редким пониманием, любовью и великодушием гения.

"С легкой руки Пушкина, - говорил Белинский, - Кавказ сделался для русских заветною страною не только широкой раздольной воли, но и неисчерпаемой поэзии, страной кипучей жизни и смелых мечтаний! Муза Пушкина как бы осветила давно уже на деле существовавшее р о д с т в о России с этим краем".

Пушкин любил Кавказ, любил и наблюдал его нравы с восторгом, Пушкин восхищался горцами, уважал "их жизни простоту, гостеприимство, жажду брани, движений вольных быстроту", идейно впервые у Пушкина горцы предстали в русской литературе мирными тружениками в "Кавказском пленнике":

Уж меркнет солнце за горами,
Вдали раздался шумный гул,
С полей народ идет в аул,
Сверкая светлыми косами...

А как замечательно высказался в прошлом веке кубанский казак, участник Кавказской войны Пимен Пономаренко: "Черкес - самый героический народ". Можем ли мы сомневаться в возможностях нашего братства после таких заявлений!

Да и гостеприимный и благодарный Кавказ не может не помнить и не замечать благодатного русского следа на своей земле. Достаточно вспомнить, что декабрист и друг Пушкина Николай Раевский основал в Сухуми Ботанический сад и высадил первый на Кавказе чайный лист...

Как во всякой взаимной любви, много у нас с Кавказом и горьких, и сладостных воспоминаний, но в сердечном взаимном стремлении наших народов желание дружбы всегда было первостепенным. Лучшие представители русского общества оставили нам, словно бы предугадывая возможности исторических зигзагов, пророческие наставления. Сегодня осознать спасительную мудрость нашего единства по силам только художественному слою общества-и в большей степени такая возможность находится в руках писателей наших народов. Пусть это не покажется кому-то чрезмерной самонадеянностью или превышением нашей писательской миссии. Нет, это историческая реальность - сейчас в нашем российском обществе нет другой силы, способной влиять и отстаивать государственные интересы народов на уровне тех ответственных заветов, преемниками и правопреемниками (не побоимся этого слова) которых стали мы с вами.

Думаю, что и сегодня решающим фактором соединения наших народов, их взаимоподдержки в создании атмосферы взаимопонимания, братства и дружбы является культура и литература.

Захотим мы, писатели и поэты, - утвердим мир и согласие. Не пожелаем, не повернемся друг к другу, бросим гневное слово-быть беде.

Больно и страшно наблюдать картину разрывающегося полотна общелитературных связей, но мы верим, что наводить мосты над пропастью нам помогут имена поэтов и прозаиков Кавказа Кайсына Кулиева и Расула Гамзатова.

Оценивая успехи писателей сегодняшней Кубани, поневоле бросаешь взгляд в ту историческую и культурную даль, куда уходят корни сложившейся здесь литературной традиции. И надо признать, что за спиной сегодняшних кубанских литераторов находится не пустота и культурный вакуум, но хорошо засеянное поле словесности. Мы уже говорили, что здесь, на территории древнего Тмутараканьского княжества, жил в IX веке русский летописец и просветитель Никон, в ХVIII веке сочинял свои песни запорожский поэт Антон Головатый, а с началом XIX столетия этот край вообще напоминает оживленный литературный перекресток. Да, Александр Сергеевич Пушкин, Грибоедов, Лермонтов. Но так или иначе с Кубанью связаны имена А. Бестужева-Марлинского, А.Одоевского, Г. Успенского, А. Чехова, В. Короленко, М. Горького, Е. Кузьминой-Караваевой, Ф. Гладкова, А. Серафимовича, А.Веселого, А. Фадеева. В 20-30 годы нашего века сюда приезжали Н. Погодин, В. Маяковский, А. Толстой, В. Панова, Ф. Панферов, М. Шолохов. В годы Великой Отечественной войны защитниками и летописцами Кубани стали К. Симонов, Л. Соболев, Б. Горбатов, К. Сельвинский, Е. Петров, В. Закруткин.

Кубань-край не только большого труда, но и большой культуры. Уже после Гражданской войны кубанское издательство "Буревестник" выпустило книги Андрея Платонова, Дмитрия Фурманова, Николая Островского и других писателей. В разное время здесь издавались журналы "Прикубанские степи", "Буревестник" и "Новым шляхом".

Так что, как видим, здесь была очень хорошо подготовленная почва, чтобы появились мощные современные писатели. И они на земле Кубани действительно появились. Кто в читающей России не знает сегодня имен таких уроженцев или певцов Кубани, как Юрий Кузнецов, Виктор Лихоносов, Анатолий Знаменский, Георгий Степанов ("Закат в крови"), или же связанных с этими местами своими творческими истоками замечательного критика, провозвестника нового взгляда на русскую литературу Юрия Селезнева, Николая Доризо, Виктора Гончарова, Петра Ткаченко? А здесь, на самой Кубани, кому неизвестны имена Ивана Дроздова, Николая Краснова, Ивана Вараввы, Петра Придиуса, Анатолия Руды, Вадима Неподобы, Виталия Бардадыма, Александра Драгомирова, Григория Василенко, других поэтов и прозаиков здешней земли? А блестящий исследователь славянофильства, доктор филологии Владислав Попов, один из первых в советское время заговоривший о глубинных истоках единения славян.

Откроем газету "Кубанские новости", регулярно отводящую часть своей площади под "Литературную горницу". Мы встретим здесь не только стихи или короткие рассказы, но и целые главы из романов Ивана Бойко, Николая Краснова, Анатолия Знаменского, Георгия Ефременкова...

Особое место в культуре Краснодарского края занимает вобравший в себя за столетия голоса и акценты не одного братского народа своеобразный и неповторимый язык кубанцев. Не скрою, что есть у меня мысль, что именно по такому пути русско-украинского корневого исторического отбора и может пройти соединение русского и украинского народов. В минувшем году в Москве ваш земляк-писатель Петр Ткаченко выпустил уникальную книжку "Кубанский говор". Изданная Институтом Исторической антропологии, эта книга, казалось бы, должна интересовать только одних ученых филологов, а между тем, открыв ее, читаешь, как высокохудожественное произведение. Да и как не смаковать, не пробовать на звук такие удивительно сочные слова, как БАХАРЬ, ВАЛОХОВАТЫЙ, ГМОЗДЫТЬСЯ, ДЗИЛИНЧАТЬ или, скажем, ДЖЕНДЖУРЫСТЫЙ?.. (т.е."любовник"), без всякого преувеличения маленькая филологическая ода народу-языкотворцу. И ознакомившись, насколько возможно, с его содержанием, мы очень надеемся, что хозяева будут к нам искренне ЩИРЫМИ (т.е. добрыми), рабочие заседания, встречи с друзьями и читателями будут идти ЩИЛЬНО (т.е. плотно), ну и самое главное-мы не услышим в свой адрес такого выражения, как ГОСТИ ДОВГОХВОСТИ (т.е. нежелательные визитеры,) и увезем с собой самые теплые СПОМЫНЫ (т.е. воспоминания) о нашем пленуме.

Говоря о литературном процессе в Краснодарском крае (да и вообще во всем регионе, примыкающем к Северному Кавказу), нельзя не сказать хотя бы несколько слов об издававшихся и издающихся здесь журналах. Мы все до сих пор помним и высоко ценим издававшийся с 1945 года и известный далеко за пределами своего края литературно-художественный и общественно-политический журнал "Кубань", выходивший последние годы под редакцией Виталия Канашкина. Несмотря на свою "региональную прописку", этот журнал можно было без всякого преувеличения назвать поистине общероссийской литературной трибуной. При этом здесь печатались кубанские писатели, и общероссийские известные современные авторы, и многие из писателей Русского Зарубежья. "Кубань" заслуживает нашего уважения уже за одно только то, что одной из самых первых начала возвращать читателю России труды таких отечественных мыслителей, как Иван Солоневич, Семен Франк, Иван Ильин и многие другие, замалчиваемые десятилетиями издания, вспомним хотя бы книгу Дугласа Рида "Спор о Сионе"!.. Или давайте откроем двенадцатый номер "Кубани" за 1990-й год и перечитаем напечатанную там главу из книги митрополита Антония "Русский народ и Пушкин по Достоевскому". За эти девять лет, что прошли со времени ее опубликования, она стала как бы еще актуальнее, и это не потому, что сегодня мы готовимся к празднованию 200-летия Поэта, но потому, что еще и сегодня, говоря словами Достоевского, "наше общество не понимает своего народа", и Пушкин остается все таким же "исключением среди своих современников", являясь одновременно "и патриотом России, и гражданином Вселенной в том смысле, что мог понять и сочувствовать всему прекрасному, что есть в душе каждого народа и в его поэтах".

Думается, что если найдутся силы для продолжения былой "Кубани", то это тоже будет серьезный шаг. Только хотелось пожелать редакции не быть очагом противопоставления одной группы писателей другой, выражать не показную браваду, а быть взвешенным и ответственным изданием.

С большим интересом нами были встречены четыре первые номера нового литературно-исторического журнала "Родная Кубань", который начал выходить в 1998 году под редакцией Виктора Лихоносова. Уже эти первые номера показывают, что, имея свое индивидуальное творческое лицо, новый кубанский журнал вобрал в себя многое лучшее из опыта той, памятной всем нам "Кубани" и имеет немалые шансы на то, чтобы сделаться журналом всероссийской значимости. Особенно важно, считаем мы, что "Родная Кубань" не замыкается в круге своих местных проблем и авторов, а активно выводит журнал на уровень общероссийского литературного исторического процесса. Можно назвать блестящие, представляющие подлинную историко-художественную ценность воспоминания М.И.Недбаевского или отточенные Зарубежьем записки нашей патриотки О.Н.Овсяниковой-Куликовской. Журнал представляет исторической значимости документы Достоевского. Рядом и на равных здесь публикуются Бородин и Лихоносов, Кожинов и Захарченко, Курбатов и Бардадым, Кузнецов и Эрастов...

Есть и сетования, говорят, что недостаточно публикуется местных авторов, журнал глухо говорит об опасностях и проблемах сегодняшнего дня, о тех атаках, которые устраивают СМИ на казачество, власти края, занимающие патриотическую позицию. Ни у кого нет сомнения в позиции В.Лихоносова, и мы надеемся, что журнал "Новая Кубань" будет важным очагом русского духа, патриотизма, дружбы народов.

Бросим же взгляд на литературу и литераторов всего Северного Кавказа. Прекрасные поэты Кавказа всегда были возле самого сердца у народов нашей великой державы, они были на устах, в учебниках вузов и школ. Расул Гамзатов рассказывал нам о родном Дагестане, твердо зная: книга его "Мой Дагестан" - это книга для России, для СССР, для мира, и она, действительно, прошла тропою планеты, талантливо переведенная Владимиром Солоухиным, одним из любимейших писателей русского народа.

А поэтессы Кавказа Танзиля Зумакулова и Фазу Алиева, или аксакал Кайсын Кулиев, их имена не сходили со страниц журналов и газет, страницы журналов и газет были украшены их стихами и поэмами, статьями и очерками. А каких умных и даровитых мы имели переводчиков?

Владимир Туркин и Наум Гребнев, Владимир Солоухин и Яков Козловский, Михаил Алексеев, Анатолий Иванов, Егор Исаев, Анатолий Жигулин, Игорь Ляпин, Станислав Куняев, Юрий Кузнецов, Валентин Сорокин, книги поэтов Кавказа в их переводах шли не только к русскому читателю, они шли по всему СССР, по всей великой России.

Только издательство России "Современник" ежегодно выпускало около ста книг наших собратьев, писателей, сынов древних и благородных народов, населяющих Россию!

Исхак Машбаш, Газымбек Богандов, старейший наш поэт и прозаик Алим Пшемахович Кешоков или покойный Адам Шогенцуков, все они - кавказцы, лакцы, дагестанцы, адыги, аварцы, балкарцы, но все они - наши, дорогие сердцу нашему певцы, мудрые философы жизни, красивые собственным словом опыта, великие собственным опытом судьбы!..

Стояли горы на просторах синих,
Белели на вершинах ледники,
И облака белели на вершинах,
Как на иных красавицах платки.

Поэзия у любого народа есть - красота, есть мудрость, верность. Мы - возле родного слова. Мы - возле родного дома, возле родной отцовской земли. Слово писателей греет и зовет, никогда настоящее слово писателя не подведет родного народа. Никогда!

Мы верим, что новое поколение литераторов Северного Кавказа держит, подобно атлантам, буквально на руках, напрягая всю волю своих сердечных мышц, подвесные мосты над навязанной нам пропастью. Это и аварец Магомед Ахмедов, и кумык Бадтруддин Магомедов, и кабардинец Хасан Тхазеплов, и осетин Ахсар Кадзати, и ингуш Гарихан Гагиев, и многие, многие другие.

Новые времена, новая историческая реальность предъявляют особый счет сегодняшней литературе. Что наиболее важное и серьезное мы можем отметить в потоке нынешних книг и публикаций? Что войдет в хрестоматии будущих лет?

Это не простой вопрос, "большое видится на расстоянии". Но думаю, что уже сегодня мы можем сказать, что подлинной жемчужиной отечественной литературы явились последние рассказы Валентина Распутина. Я уже писал о его рассказе "Изба", напечатанном в журнале "Роман-газета XXI век". Это новый поворот, новое качество. Да, мы по-мужски плакали над руинами великой державы. Но ведь плачем делу не поможешь. Надо собирать камни и из них строить новую Избу, новый Дом, новый державный Дворец.

Ну а повесть В.Крупина "Люби меня, как я тебя" вселяет тихую, хотя и с грустью, радость. Если так чисто и так самозабвенно любят, то мы не погибнем.

Панорамную эпопею предательства 80-х годов, своеобразную антологию власти создал Петр Проскурин в романе "Число зверя". Многие исторические персонажи стали обличающим художественным знаком эпохи.

Наверное, не проходное явление роман Александра Проханова "Чеченский блюз". Война-кровавое и чудовищное дело, но в ней, даже умирая, сохранится тот, кто верен дружбе, товариществу и, может быть, затуманенному и забрызганному, но Великому Отечеству.

А если нужен эксперимент, то он в романе лауреата премии Бунина Михаила Попова, в рассказах Дёгтева. Классикой же станет поэтический переклад с древнерусского на современный поэтический "Слова о Законе и Благодати" митрополита Иллариона, совершенного одним из лучших поэтов современности, вашим земляком Юрием Кузнецовым.

Таланты на Руси не перевелись. Примеров здесь предостаточно. Критики и исследователи: Валентин Курбатов, Сергей Небольсин, Анатолий Ланщиков, Владимир Куницын; прозаики: Владимир Личутин, Дмитрий Балашов, Александр Сегень, Николай Шипилов, Юрий Козлов. А какая мощная поэтесса выросла у нас за эти годы в Вятке - Светлана Сырнева. Сам суровый Юрий Кузнецов приветствовал ее и признал в своем цехе, а покойный Владимир Солоухин буквально благословил поэтессу перед смертью.

Уже много лет - не занимаясь саморекламой, не извлекая выгоды из своих несомненных песенных удач, удивляет своим отточенным поэтическим мастерством в изящных циклах сонетов, утверждается, да что утверждается, утвердился большой поэт Константин Скворцов.

И совершенным откровением явилось его драматургическое мастерство. Одна за одной появляются его пьесы "Смутное время", "Царские игры", "Россияне". Недавно в театре Советской Армии с поразительным успехом прошла поэтическая пьеса Константина Скворцова "Любовь Достоевского".

Не буду больше перечислять, можно лишь сказать недругам: распространенные вами слухи о гибели русской и отечественной литературы, есть ваше неосуществимое желание, а друзьям и поклонникам могу сказать: читайте "Наш современник", "Москву", "Роман-журнал XXI век", "Дон", "Русскую провинцию", "Нижний Новгород", "Подъем", "Север", "Новую Кубань", "Суру", "Сибирскую горницу" и другие журналы нашего Союза, и вы убедитесь в полнокровности и жизненности отечественной литературы.

Надо уметь вовремя заметить талант, и, может, в этом наша главная задача. Не надо это, правда, представлять, как массовую раздачу наград или похмельную щедрость в раздаче высоких, оценок друг другу, в определении гениальности и талантливости-это мы можем. Но прочитать друг друга, а порой и не очень знакомого коллегу, а затем дать себе труд оценить его, сравнить, выделить что-то необычное, талантливое-вот что мы не всегда успеваем. Так давайте же не радовать наших оппонентов, так желающих гибели русской литературы.

Но хотелось сказать и об одном досадном, к сожалению, явлении и в русской, а порой и в мусульманской среде. Уж как порой мы любим рассориться по пустякам, рассердиться друг на друга, впасть в гордыню по отношению к своим сотоварищам. А коль так, то и размолвка, и ссора, и вражда, а иногда и сосоюзничество с лютыми врагами. А тут как тут или Батый, или Лжедмитрий, или Троцкий, или Березовский. И уже находясь в полоне, потом вспоминаем из-за какой же мелочи спорили и ссорились. Приходит горькое прозрение и видятся выпукло наши оплошности, грехи и беды.

И обращаюсь я к вам, наши дорогие краснодарские да и другие писатели, утихомирьте страсти, направленные друг на друга, умерьте гордыню, научитесь прощать друг друга, обратите силы и дух свой против противника нашего, не попадайтесь на его ложное сочувствие и соучастие.

А главное, превзойдите его своим мастерством, умением, пониманием, нравственностью и мужеством.

Помните, друзья, как сказал в "Тарасе Бульбе" перед войском запорожским старейший годами Касьян Бодюг: "Первый долг и первая честь казака соблюсти товарищество. Сколько не живу я, не слышал, паны-братья, чтобы казак покинул где, или продал своего товарища... и все товарищи нам дороги".

Мы должны констатировать, что в нашей культуре наступил жесточайший кризис, если хотите, наступил ее распад. На пороге XXI века нам выдвинули лозунг "снятия культурных одежд". Государство фактически прекратило поддержку культуры, оно не выполняет своих функций по отношению к духовному здоровью общества и человека. Это привело к падению экологии искусства, к мировому распространению ее вульгарных, пошлых форм. Основную роль играют СМИ. Когда наше телевидение выступает против каких-либо форм нравственного контроля, заявляет о собственной свободе, то это вопль тех, кто хочет свободы разврата, это вопль проститутки и сутенера, когда их задерживают. Многим политикам, олигархам кажется, что культура - это сфера отдыха, свободное времяпровождение - не более. На самом деле культура - мощнейший нравственный и психологический регулятор жизни.

Внедрение и культивирование культуры Запада в России направлено на своего рода зомбирование, вытравливание национального самосознания. Чем меньше вкладывает власть в культуру, тем больше она должна будет вложить в милицию, юстицию, тюрьмы. На фоне исторического культурного беспамятства набирает силу процесс бездуховности и извращенного вкуса. Антикультура, агрессивное варварство подаются, как "культурный имморализм", саморазвитие, гласность.

Нынче говорят и о кризисе образования. Общее количество обучающихся сократилось на одну треть (в 1950г. было 10% бюджета на образование, а в 1993 г. - 2,5%, в 1997 г. - 0,3% расходной части бюджета). Сегодня число учеников общеобразовательных школ в России меньше, чем в 1949 г. Снизилось качество образования. Пример В.Садовничьего (ректор МГУ) - при опросе 30% школьников заявили, что Земля вращается вокруг Солнца, 20% - наоборот, а 50% - что им это безразлично.

По оценкам американских экспертов Россия уже потеряла от эмиграции ученых более 200 млрд., на фундаментальные исследования в России тратится в 10 раз меньше, чем 10 лет назад.

В 1994 г. США продали 444 тыс. патентов, Германия-160, Япония-129, Англия-97, Россия-только 4.

Есть достаточно оснований утверждать, что Россия понесла урон в своем творческом потенциале, равный урону после революции и гражданской войны, когда 2 млн. русских людей покинули Россию и дали мощный толчок науке, искусству, литературе, балету, опере Франции, Германии, США, Великобритании, Чехословакии, Польше.

История продолжается. "Раскультуривание" идет по лишению народов, населяющих Россию, духовного потенциала. Вот что осуществляют олигархи:

I этап: 1991-1993 гг. - захват политической власти,

II этап: 1993-1998 гг. - овладение народной собственностью,

III этап: окончательный слом национальной культуры.

Основные направления по слому духовного развития русской науки:

1) уничтожение русского языка, как народообразующего стержня.

2) дегуманизация русской национальной литературы, культуры, просвещения, всей духовной сферы.

3) переделка русского национального характера, лежащего в основе нашего социального архитипа и замена его суррогатом западного менталитета.

Есть ли у нас силы, чтобы остановить разгром народа, его культуры, его духа?.. Есть. Достаточно вспомнить о великом событии в нашей духовной жизни: 200-летии А.С.Пушкина. "Пушкин - наше все", - говорил Аполлон Григорьев. К сожалению, властные структуры центра (так обходительно назовем их) предполагают сделать праздник на уровне массовых шествий, помпезных концертов, карнавалов. Можно, конечно, и это. Но скорее, как фон к Великому слову поэта, а его-то и не выпускают на экран, в театр, к слушателю.

Пушкин помог перед Великой Отечественной войной собрать воедино свой национальный дух нашему народу, вдохнул патриотизм и гордость в наших людей.

Нашим правителям надо подняться до уровня своего народа, который уже отмечает юбилей гения. По всей стране идут вечера, проводятся конкурсы поэзии, в школах и гимназиях пишутся сочинения и звучат стихи, стихи, стихи Александра Сергеевича.

Мы просим вас считать это самой главной нашей литературной, гражданской, патриотической датой.

А то, что за Пушкина борются, хотят извратить, лишить Державности и Веры, поставить на тонкие эротические ножки, лишить державного начала, превратить в предшественника разрушителей диссидентов, видно хотя бы из ситуации, развернувшейся вокруг Пушкинской часовни. В прошлом году русские писатели на пленуме в Петербурге говорили, что следует на месте гибели Пушкина на Черной речке поставить памятник-часовню. Обратились к Святейшему Патриарху. Патриарх написал в письме ко мне: "Благодарю Вас и членов правления Союза писателей России за письмо... исполненное заботы о достойном праздновании грядущего юбилея 200-летия со дня рождения А.С.Пушкина... Считаю своевременной и благой Вашу инициативу по сооружению небольшой часовни на месте гибели А.С.Пушкина. Вместе с Вами надеюсь, что руководство Москвы и С.-Петербурга, городов, где родился и умер поэт, а также научная и культурная общественность поддержат Вашу идею. Божье благословенье да сопутствует Вам в предстоящих трудах по строительству часовни".

Получив благословенье, мы собрали в Союзе писателей пресс-конференцию, пригласили представителей других писательских и творческих Союзов и объявили о начале сбора средств на строительство часовни. И люди стали их присылать на открытый счет. Писатели, художники, ученые, предприниматели сдали уже немалую сумму. Но удивительное дело, всегда находятся люди, которые хотят испоганить чистый замысел. Заулюлюкали "демократические" газетки С.-Петербурга, выискались эксперты, побежали жаловаться к губернатору (который, кстати, одобрил идею): почему не они инициаторы. К чему эти московские инициативы, хотя в письме-обращении есть немало подписей петербуржцев. Появились какие-то пасквильные опусы и в центральной прессе. Но наши соотечественники не обратили внимание на это-деньги от них идут на счет Пушкинской часовни, люди постоянно справляются, куда их присылать. С удовлетворением зачитываю письмо от Верховного муфтия мусульман России.

"Центральное Духовное Управление мусульман России и Европейских стран СНГ - Верховный муфтият с радушием воспринял благородную инициативу Союза писателей России о строительстве памятной часовни на месте гибели гения русской литературы Александра Сергеевича Пушкина.

Духовное наследие великого сына русского народа А.С. Пушкина принадлежит не только православным России. Его гений является бесценным достоянием всего человечества. Российские мусульмане-татары, башкиры и другие тюркоязычные народы с гордостью считают Александра Сергеевича своим национальным поэтом. Настолько он искренен и чист в своей большой любви к простолюдинам всех народов. И при этом лучезарная поэзия гения осталась родниково-русской.

Возвышенный интерес Александра Сергеевича Пушкина к изучению Священного Корана, стихи, посвященные Божественной Книге, подтверждают особый знак Всевышнего к гению русского народа, его могучую духовность. Эти факты говорят о многовековых и прочных узах Православия и Ислама.

От имени Верховного муфтията я благословляю инициативу Секретариата Союза писателей России. Высылаемые на возведение памятной часовни деньги, собраны правоверными в мечетях обширной России. Скромный взнос мусульман в богоугодное и святое дело является искренним выражением любви и уважения к бессмертному имени Александра Сергеевича Пушкина чести и гордости человечества".

Так Пушкин объединяет людей доброй воли всех национальностей, рас, религиозных верований.

Хотелось остановиться на одной фундаментальной традиции нашей литературы. Вы помните, что празднование 70-летия Патриарха Московского и всея Руси вылилось в большое, я бы сказал, грандиозное событие в жизни Церкви, Общества, Державы, православных людей, граждан России и наших соотечественников за ее рубежами.

Для всех стала очевидна роль Церкви в жизни нового государства. Высветилась выдающаяся фигура церковного, общественного, государственного деятеля-Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Силой исторических обстоятельств, замечательных личных качеств, умения сочетать мудрость накопленного опыта с реальностями сегодняшней жизни, по Божией воле Святейший Патриарх стал в центре пересекающихся жизненных линий в обществе.

Последнее время многие члены нашего Союза писателей, пробиваясь сквозь интеллектуальную иронию, духовное невежество, интеллигентскую гордыню, приходят к истокам нашей отечественной культуры, к Вере. И здесь для большинства из нас - это Православие. Вера предков, на которой покоятся многие основы отечественной культуры. Для других это мусульманство, для третьих буддизм.

Тысячелетие крещения Руси было во многом точкой отсчета к возрождению духовной жизни.

Важным для нашего Союза явилось соучредительство Всемирного Русского Народного Собора, Главой которого является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. При его участии мы провели соборные встречи "В защиту русского языка" и внесли одноименный законопроект в Федеральное собрание, провели встречу о Русской национальной школе. Особо важно подчеркнул Патриарх, что в недавние годы гонения на Веру "именно преподавание классической отечественной литературы сеяло семена Веры в душах людских, ибо редкий из русских писателей был неверующим". "Подлинно велик удел, предназначенный от века русскому писателю: творить во имя своего Творца. Но велика и мера его ответственности перед Богом, Отечеством и народом. Особо велика она именно сегодня, когда православный художник должен противостоять тем силам зла, которые всячески чернят отечественную историю, пытаются обесценить духовно-исторический опыт России, попирают Божий завет любви к ближнему, разливают по страницам печатных изданий и экранам мутные потоки плотобесия, разжигают в читателях и зрителях самые низменные вожделения".

Так закончил свое послание Патриарх всея Руси. Конечно, в каком-то смысле совершилось чудо. Ведь в начале 80-х годов, до интронизации нового Патриарха, у нас в стране было 6800 приходов, а в 1999 году - около 19 тысяч. В Москве в ведении Церкви находилось 389 храмов (богослужение в 298-ми). Сегодня под покровом Московской Патриархии действует 438 (было 19) монастырей (285 мужских, 205 женских, из них в России - 42). Идет медленное, но широкое возвращение к Вере, к воссозданию церковной жизни, строительство храмов. Хотя главное, как говорят Отцы Церкви"создать Храм в своей душе". И здесь постоянная работа для всех духовных людей. Хотелось поведать, что в Синодальную комиссию, созданную в связи с 2000-летием христианства, вошло наряду с членами Синода три светских представителя: президент Академии наук, ректор МГУ и председатель Союза писателей России. Думаю, что в этом есть признание роли писателей в духовной жизни страны. Мы направим вам планы своего участия в этих духовноподъемных празднествах.

Находясь здесь, на Кубани, мы не можем не сказать об одной духовной и национальной ценности, без которой исторический народ не существует.

Раздольная и грустная русская песня, лирическая и с лукавинкой украинская, протяжная, пронзительно печальная, идущая из глубины веков песня народов Кавказа - это все наше российское национальное сокровище.

Нас пытаются отучить от традиционного хорового пения, чтобы мы забыли те колыбельные, что пела нам мать, те строевые, что пели наши деды, те боевые песни, с которыми наши отцы брали Киев, Варшаву и Берлин.

Безголосые певцы, звуки вечно зеленых и каменных джунглей - вот что изрыгается из эфира радио и с экранов телевидения. Нередко звучит и пошлое интуристское "а-ля рус". Русскую национальную патриотическую песню изгоняли и раньше. Мы помним, когда наши агитпроповцы и облеченные властью массовики-затейники (переместившиеся ныне во властные структуры, СМИ, на радио и телевидение), дергаясь от вековечных песен предков, требовали исполнения помпезных, бездушных песен то о генеральном секретаре, то о партии, которая наш рулевой. А вот Прибалтика, организовывая грандиозные республиканские песенные праздники, уплывала из Советского Союза на крыльях национальной песни. Крылья же нашей народной, нашей национальной песни подрезались, связывались в разные периоды нашей поздней истории. Теперь же это делается не цензурой, а выжиманием из эфира, с эстрады. Давайте же здесь, на земле выдающегося хора нашего времени, под руководством великого радетеля за дело народной песни Виктора Гавриловича Захарченко выработаем программу нашего песенного возрождения. Ведь в песнях хора Захарченко органично соединились былинные, исторические, обрядовые, православные, боевые, походные, духоподъемные, патриотические, юмористически-лукавые, нежные лирические мотивы. И все это на русско-украинской основе единой Руси, на традиционных песенных началах народов России.

Я только что приехал из-за границы. Трудно нам, старшим, называть Эстонию заграницей. А где же сладкопевцы Яковлевы, Сахаровы, Поповы, Афанасьевы, обещавшие общечеловеческие ценности и права человека для всех граждан Союза? Так вот, у людей русской, людей славянских национальностей в Эстонии, которую сегодня-завтра примут в ЕЭС и НАТО, прав нет. Русский язык изгоняется из жизни, русские школы закрываются, почти нет русских факультетов в вузах, отбираются храмы у верующих и передаются раскольникам мифического константинопольского подчинения. Русские люди разобщены, у них, как всегда 2-3 партии, 3-4 платформы. И только песня способна хоть как-то объединить их. Умные, душевно тонкие люди возродили Русское певческое общество, созданное еще в буржуазной Эстонии, как средство национальной самозащиты. И уже в прошлом году 3-х тысячный хор русских людей Эстонии пел "Россия - родина моя".

Так неужели же нам надо оказаться или в оккупационной зоне или под расовым гнетом, чтобы снова зазвучала наша песня? Ведь мы и сегодня обладаем неслыханным песенным богатством, выдающимися исполнителями. Достаточно назвать серебряный голос России Татьяну Петрову. Ее первое исполнение "Православных" потрясло патриотическую Россию, а "Марш славянки" подымает сегодня все залы страны. Можно назвать еще много певиц (хотя бы вашу землячку заслуженную артистку России Татьяну Бочкареву), чье неистощимое по краскам исполнение народной песни "Варенички" - шедевр вокального, артистического, драматургического мастерства.

Много талантливых авторов и исполнителей и в нашей писательской среде, таких как прозаик и поэт Николай Шипилов, ставший лауреатом конкурса "Песня-98", и лауреат премии Твардовского "Василий Теркин" Виктор Верстаков или только получивший премию Рубцова первый страстный пропагандист его творчества Николай Тюрин. А как самобытно поет народные и советские песни наш вологодский секретарь Роберт Балакшин! И конечно, надо отметить работу Ларисы Барановой-Гонченко, которая создала при СП Комиссию "Русская песня XX века". Комиссия успешно работает с молодыми исполнителями. В ее составе активно выступает так называемая "фронтовая бригада". А буквально несколько дней назад Союз писателей России и Комиссия "Русская песня XX века" открывали первый в России музей русской песни в городе Вязники Владимирской области на родине Алексея Фатьянова. Вот уже 25 лет там проводится праздник Фатьяновской песни. Держится он на энтузиазме мэра г.Вязники Евгения Виноградова, вдовы Фатьянова да Галины Рыбниковой, и, конечно, нашего замечательного заводилы Александра Боброва, энтузиаста, патриота русской песни.

Думаю, что надо нам поддержать таких энтузиастов песни, как Маргарита Агашина, Владимир Овчинцев из Волгограда, Николай Палькин из Саратова, Юрий Орлов из Иванова, Владимир Молчанов из Белгорода, Константин Скворцов, Михаил Ножкин и Виктор Боков.

Мы стали свидетелями за последние десять лет возвращения духовного пения. В 80-е годы мы бегали по подмосковным малоизвестным залам, чтобы послушать в исполнении кудесников хора Минина "Всенощную" Рахманинова или канты и распевы Бортнянского, Кастальского, Чеснокова. Ныне VIII фестиваль духовно-православной музыки собрал в Москве небывалое количество хоров, коллективов, капелл, которые выступали в консерватории и во всех крупнейших концертных залах столицы. Великий композитор XX века Георгий Свиридов, который любил приходить к нам в Союз писателей, и сказал во время вручения ему премии С.Есенина, что здесь у него больше единомышленников, чем среди коллег, постоянно говорил, что духовная музыка - наше национальное достояние и мы должны постигать ее, внимать ей, возвышаясь вместе с ней.

Мы готовим сейчас хрестоматию "Русские ценности" и считаем, что туда должны войти 50 песен нашего народа, которые должен знать каждый.

Я обращаюсь к учителям, культработникам, писателям, матерям, простите за клубные советы: давайте проводить разучиванье народных и патриотических песен, молитвенных песнопений, проводить вечера песни, начинать встречи, вечера или митинги с песни.

Давайте научим наших детей песням наших отцов, давайте возродим колыбельные, давайте запоем все вместе, русские люди, запоем с нашими друзьями, народами-братьями их песни, как бы ни было нам сегодня тяжело.

Каковы же планы нашего Союза? Первое и главное - широко и вместе со всем народом отметить 200-летие Великого Пушкина (я об этом говорил).

Второе. Участие в торжествах 2000-летия христианства. В связи с этим хочу довести до вашего сведения, что вместе с Союзом московских промышленников и предпринимателей мы объявляем конкурс на лучшую книгу о христианстве, подвижниках православия, о духовно-нравственных ценностях и отечественной истории. Нам кажется, это будет плодотворный конкурс.

Третье. За последние годы стала сходить с литературной арены военно-патриотическая тема. Для СМИ и ТВ это вообще почти Средневековье.

Вместе с администрацией Белгородской области с 20 апреля в легендарной Прохоровке мы проводим военно-патриотические чтения, в которых будут участвовать наши замечательные писатели-фронтовики М.Алексеев, Ю.Бондарев, В.Карпов, военачальники, молодые авторы, пишущие об армии. Мы учредили премию "Прохоровское поле" за лучшие произведения на военно-патриотическую тему.

Еще мы должны с вами широко отметить 100-летие мудрейшего классика, нашего современника, одного из создателей нашего Союза Леонида Максимовича Леонова. У нас создана юбилейная комиссия по празднованию во главе с директором ИМЛИ, членкором РАН Ф.Кузнецовым. Будут проведены юбилейные заседания, выставки. Спасибо губернатору Калуги Сударенкову, мы с ним учредили разовую премию Л.М.Леонова и вручим ее в эти дни.

Следует также отметить 100-летние юбилеи А.Платонова и В.Набокова. Во многих местах, связанных с именами этих великих писателей, будут отмечаться дни, посвященные их памяти.

Недавно во время пребывания в Республике Коми, где была проведена конференция за "Веру и Отечество" у нас была плодотворная встреча с писателями республики. По предложению писателей мы приняли решение обратиться в правительство, к главам администраций областей и краев, президентам республик восстановить издательство "Современник" (или другое-"Летопись") как издательство писателей России, с внесением взноса республик и областей для выпуска книг местных авторов в Москве и рассылкой их по России.

А не создать ли вам, дорогие северокавказцы, здесь на Кубани разовый фонд из всех областей и республик по выпуску антологии северокавказских литератур.

Мы договорились и пришлем вам решение секретариата о том, чтобы раз в полгода (или квартал) вы присылали в Союз писателей обзор вышедших книг и журналов областей и республик с тем, чтобы СП России обобщал и рассылал ответный всероссийский обзор.

После этой беседы мы организовали вхождение в Интернет и завели страничку СП России (информация, конкурсы, премии, литературные мероприятия, юбилеи, наиболее значительные выступления). Так что прошу участвовать в этом новом для многих виде информации.

На встрече с литераторами Коми был поставлен вопрос: когда прекратится травля Шолохова, фальсификация истории написания Великого романа XX века "Тихий Дон". Я думаю делом чести Дона и Кубани, литераторов и администрации Ростова, Краснодара, Ставрополя, Волгограда, как и всего Союза писателей задача отвергнуть клевету и вранье и утверждать имя Великого Писателя. Надо возобновить премию М. А. Шолохова для литераторов. Удивительно, но Донская администрация да и Союз писателей никак не разрешат эту проблему. А ведь впереди у нас 100-летие со дня рождения классика отечественной литературы, певца и защитника казачества.

В июне мы снова будем участвовать в декаде Русской литературы в Белоруссии. Надо готовиться, ибо нет у нас сейчас более благородного, верного и чистого союзника, чем Белоруссия и ее президент Лукашенко.

Разрешите проинформировать вас, что секретариат Союза писателей России учредил премию "Сын Отечества", которую решено вручать общественным и государственным деятелям.

Разрешите первую премию "Сын Отечества" за служение народу и высокий патриотизм вручить губернатору Краснодарского края Николаю Игнатовичу Кондратенко.

содержание   наверх   далее
ИСКОМОЕ.ru
Расширенный поиск
Каталог Православное Христианство.Ру