На первую страницу сайта

«ПО СВОЕЙ ЗЕМЛЕ ХОЖУ»


содержание

Русские писатели в Чечне

1.

Мы приехали в Чечню в сложные и даже грозные дни, когда над целостностью нашей страны, над ее неделимостью нависла серьезная угроза. Террористы и оплаченные извне сепаратисты решили разрушить наше Отечество, растащить по средневековым закоулкам народы нашей страны. Они проявили невиданную жестокость и коварство, одурачили значительную часть людей, заманили их призраком освобождения от цивилизации, от России.

Беда нависла не только над чеченским народом, но и над всей страной, над народами Северного Кавказа, в чем в полной степени убедились наши дагестанские братья. Мы чтим память тех, кто погиб в борьбе с террористами и бандитами.

Нас могут спросить: зачем мы здесь? Ведь нынче здесь поле для битвы и крови. Мы здесь, в наших Вооруженный Силах, в нашей Армии, которая исполняет свой священный долг. Здесь наши друзья - народы Кавказа - и поэтому мы бы ответили: мы здесь с чистым сердцем, с открытой душой, ибо за нами века нашей общей, пусть и противоречивой, истории. Вспомним, что в XIV веке здесь погиб в ставке Орды тверской князь Михаил. Его сыновья уговаривали его не ехать на верную гибель, князь, причисленный сегодня к святым, сказал: "За мое ослушание разорение падет на отчизну - не лучше ли нынче положить душу за братию".

Повозка с телом князя остановилась в Моджорах (с 1799 г. - город Святой крест, а с 1920 г. - Буденовок). Охрана оставила тело в хлеву и ночью над ним поднялся огненный столб, а днем - радуга.

Не знамение ли это, обращенное к нам, не знак ли это к погибших воинам.

Нас привели сюда боль и страдание людей, мужество и героизм воинов, нас привели сюда Вера и литература, мы хотели, чтобы этот край не превратился в зиндан для культуры.

В прошлом году мы отмечали 200-летие великого Пушкина. А великий Пушкин с любовью смотрел на Кавказ. Он восхищался горцами, уважал их "жизни простоту, гостеприимство, жажду брани, движений вольных быстроту".

Русский след на Кавказе - это ведь не только военные действия, это - железные дороги, это - воздвигнутые совместно красавцы города, это - университеты и театры, это - культура. Достаточно вспомнить декабриста, друга Пушкина, Раевского, который основал здесь неподалеку Ботанический сад, высадил здесь первый чайный лист.

Как и во всякой любви, у нас с Кавказом много горьких и сладостных воспоминаний, лучшие люди оттуда, из прошлого, оставили нам пророческие наставления. Так воевавший и погибший на Кавказе Александр Бестужев писал: "Много, но недолго литься на Кавказе дождю кровавому, гроза расцветет тишью, железо бранное будет поражать только грудь земли - и цепные мосты повиснут через пропасти, над которыми страшно было воздеть и радугу, и валдайский колокольчик загудит по крутизнам, где теперь свистят только пули. Дайте Кавказу мир и не ищите земного рая на Эфрате... Он здесь. Он здесь".

Нет сомнения, что очаг терроризма будет погашен. Скоро утихнет костер злобы. Мы станем вместе трудиться, учиться, строить. Мы принимаем в свой Союз обновленную организацию чеченских писателей - тех, кто борется за высшие идеалы справедливости, добра, братства. Мы откроем молодым талантам путь в Литературный институт, в наши издания. Мы поддерживаем усилия нашего мудрого коллеги Расула Гамзатова по выпуску книг чеченских авторов. Мы радуемся открытым школам, распахнувшим свои двери библиотекам и вносим туда свой вклад. Каждый участник пленума вносит одну книжку в школу и одну книжку передает воинам. Мы передаем от имени Союза писателей, Шолоховского комитета, его почетных председателей В.С. Черномырдина и М.Н. Алексеева 100 томов полного творчества А.С. Пушкина, от имени НПСР школам Чеченской Республики передается 250 учебников русского языка.

Мы приехали на Кавказ с единственным оружием - Словом, с желанием протянуть руку помощи и дружбы - сострадать, простить и попросить прощения самим, написать правдивые книги.

Нам жить рядом. Нам жить вместе. И мы будем строить вместе мирную жизнь.

И в то же время мы приехали к нашим воинам. Мы по всей России проводим встречи в воинских частях. Писатели подписывают обращение к воинам в С.-Петербурге, Владивостоке, Волгограде, Орле и вот здесь мы уже назвали наш пленум кассетным.

Мы вместе с нашим народом переживаем время смуты, время печали, но и время огромной надежды. И эта надежда, этот свет исходит от вас, дорогие соотечественники, дорогие воины, дорогие бойцы, чеченские милиционеры, дагестанские ополченцы, от ваших прекрасных и обветренных лиц, от этих священных бранных полей, от ваших, пусть сегодня и не золотых, но камуфлированных погон.

Мы знаем, мы уверенны, что дело ваше свято. И никакая сила не способна отнять у русских писателей эту уверенность, эту гордость жить с вами в одном пламенном времени, быть вашими братьями, сестрами, отцами и дедами.

Минувший 1999 год был, как вы знаете, юбилейным годом 200-летия со дня рождения А.С. Пушкина.

Нынешний - год 55-летия Великой Победы. Но надо всеми этими важнейшими и дорогими русскому сердцу датами воссияла еще одна, наиглавнейшая, 2000 лет Христианству.

Русская литература никогда не мыслила себя отдельно от своей армии. Она и вышла из воинства. Первое литературное произведение наше - "Слово о полку Игореве" - это прежде всего Слово о Полку, Слово о воинстве.

Великий Пушкин вырос и родился из восторга перед русской армией, перед ее славной историей.

"Вполне естественна связь, - пишет виднейший наш современный критик Вадим Кожинов, - битвы под Москвой, Сталинградом, Курском, Берлином с написанными в 1814 году пятнадцатилетним Пушкиным строками:

Страшись, о рать иноплеменных!
России двинулись сыны...
Ты в каждом ратнике узришь богатыря,
Их цель - иль победить, иль пасть в пылу сраженья
За Русь, за святость алтаря...

Эти строки после ста тридцати лет с момента их рожденья были начертаны на одном из широко распространенных плакатов Великой Отечественной войны.

Наша с вами история устроена таким прекрасно-загадочным образом, что сегодня мы погибаем как государство, как страна, как история, а завтра велением Божием и героизмом, и верностью наших сынов возрождаемся из пепла. Наша же история дает нам все основания для того, чтобы не впасть в уныние и сегодня.

Вспомним, что Смута XVII века привела в окончательное уныние наш народ и нашу литературу: в 1612 году появляется "Безымянный плач о пленении и о конечном разорении превысокаго и пресветлаго Московского государства", а уже 2 октября 1612 года Москва была освобождена от врагов Мининым и Пожарским.

Вот и сегодня Россия печалится о своем разорении. Как мы видим не скрывает нашего положения и сам глава правительства и и.о. президента России, честно говоря нам о том, что по уровню жизни нынешняя Россия находится на 73 месте в мире. И что нас обогнали уже некоторые африканские страны.

Мы ищем новых Мининых и Пожарских для избавления Отечества, а ведь они уже есть и есть здесь, среди проливающих кровь, жертвующих собой для России.

Как не вспомнить пророческие слова выдающегося военного мыслителя XX века, блестящего офицера и воина Александра Андреевича Свечина: "На фоне нашего безлюдья во всех отраслях жизни нам нужно выдвинуть живых людей, живых, упрямых, своенравных вождей... Нам нужны вожди всюду: в Генеральном штабе, в войсках и технике, на суше, на море и на воздухе". Без всякого преувеличения можно сказать, что мечта военного мыслителя начинает вырисовываться на наших глазах.

В нашей воюющей армии, как, кстати, и в держащем оборону нашем воинском контингенте в Приштине, начинается новая славная страница российской истории, появляются новые военные герои. Лучше всего об этом мог бы сказать поэт-герой войны 1812 года Федор Глинка:

О, как душа заговорила!
Народность наша поднялась!
И страшная России сила
Проснулась, взвихрилась, взвилась...

Современная российская армия - плоть от плоти армий России всех времен, всех ее побед, всех слав, всех жертвенных страданий и святости. Сегодня в ней, как и всегда, есть свои Денисы Давыдовы, Лермонтовы, Бестужевы-Марлинские, Воробьевы и Курочкины, Алексеевы и Бондаревы.

Мы и сегодня можем назвать прекрасных военных писателей, когорту писателей, которые давно пишут об армии и славят ее: Юрий Бондарев, Михаил Алексеев, Владимир Карпов, Евгений Носов, Юрий Виноградов, Николай Горбачев, Иван Колос, Юрий Грибов, Сергей Борзунов и др. Певцами во стане русских воинов ныне стали: Карем Раш, Николай Иванов, Виктор Верстаков, Борис Куркин, Юрий Беличенко, Владимир Силкин, Александр Проханов, Владислав Шурыгин, Николай Шипилов, Юрий Виноградов, Александр Бурцев, Вадим Арефьев, Виктор Николаев, Александр Сегень, Александр Игумнов, Виктор Максимов, Сергей Куличкин, Дмитрий Алентьев, Владимир Шигин, Николай Черкашин, Сергей Белогуров, Юрий Лубченков, Михаил Михайлов, Владимир Тыцких, Борис Орлов, и др.

Действительно мы можем назвать прекрасных военных писателей, разобрать их творчество. Расскажу о трех из них. Первое, возможно, большинству еще ничего не говорит. Виктор Николаев. Воин-афганец, прошедший через все жернова той войны. Израненный и покареженный ею, потерявший физические силы, вышел на поиск истины в жизни, нашел Веру - Веру православную, ощутил прилив энергии, бодрости, увидел путеводную звезду, пришел в храм, стал псаломщиком. Под расписку и веру отдал себя в руки врачам, вначале отказывающимся удалить опухоль из мозга. После операции зловещая опухоль через несколько секунд распалась, рассыпалась. Жить Виктору Николаеву, не будь он стоек в Вере, оставались мгновения. Но он остался жить. Написал прекрасную книгу "Живый в помощи" о самовозрождении человека, о собственной судьбе, об Афганистане, о России, о Православии.

В нашем зале Союза писателей на Комсомольском, 13 собирается много разного народа при обсуждении книг - академики, генералы, международники, критики, артисты. Но такой аудитории, как в прошлом месяце месяце, собравшейся по эфирному слову радиостанции "Радонеж", у нас еще не было. Пришли многочисленные прихожане - старушки, девочки, старики, ветераны войны. Зал был полон и была это не читательская конференция, а исповедь, проповедь и молитва.

Думаю, что книга члена нашего Союза Виктора Николаева "Живый в помощи" - это одно из самых искренних исповедальных произведений конца XX века. И недаром уже поступили предложения с Афона, из Сербии и Греции о переводе этой книги.

Мы, наверное, можем назвать не кривя душой, Карема Раша, который воспел ракетные стратегические и военно-железнодорожные войска, флот России и авиацию. Его публицистическая повесть "Рождение танковой нации" вызвала восхищение своей яркостью, доказательностью, открытием всем нам великого подвига конструкторов, инженеров, рабочих, вождей и простых тружеников. Танковые заводы недаром решили приобрести несколько тысяч экземпляров журнала "Роман-газета XXI век".

Мы ждем от К. Раша, который в этом году награжден нашей премией "Сталинград" за отражение мужества воинов нашей державы, новых произведений.

К особенностям чеченской войны надо отнести то крайне сложное информационное поле, в котором она проходит. Вот лишь один из примеров. Говорят, что это война политиков, гибнут лишь дети рабоче-крестьянской породы. В саму же мясорубку боев их, необстрелянных, эшелонами отправляют доблестные генералы, которые, дескать, своих-то сыновей на дух к воинской службе не допускают. Все это ложь. Между тем нам хорошо известно, что в первой чеченской кампании 1994-96 гг. погибли сыновья: генерал-полковника Георгия Шпака, генерал-лейтенантов Геннадия Аношина, Вячеслава Суслова, Константина Пуликовского, генерал-майоров Анатолия Филиппенко, Геннадия Налетова. Тяжело ранены сыновья генерал-полковника Виктор Казанцева, генерал-лейтенанта Александра Тартышева, генерал-майора Вадима Александрова.

Да, идет кровопролитная битва за честь и независимость от бандитской мафии. И в этой битве часто в одном строю, можно встретить и сына и отца. В морской пехоте вместе воюют отец и сын Отроковские, в воздушно-десантных войсках - отец и сын Юрий и Александр Эм. А есть вот даже такой пример: геройски погиб, выводя бойцов из окружения, капитан Станислав Серко. Он - участник двух чеченских компаний, доблестно воевал, впрочем так же доблестно, как и его отец, Александр Серко, посмертно удостоенный звания Героя Советского Союза за подвиги в войне афганской.

Война - это всегда проявление истинных качеств характера. Война - это мужество и героизм. Примеров тому много. К сожалению, не обо всех сегодня мы можем сказать по причинам известным. Но вот некоторые из них: десантник-разведчик Михаил Ланцев, в одиночку сражался с группой боевиков (так бывает на войне) и один! один! уничтожил двенадцать "духов". Представлен к званию героя Российской Федерации. Еще пример из скупой сводки донесений. Танк с бортовым номером "313", подобно известной "тридцатьчетверке" из кинофильма "Жаворонок", насквозь протаранил все укрепления боевиков в Бамуте и буквально прошил это глубокоэшелонированный город с юга на север. Экипаж танка представлен к награде.

Все случается на войне. Бывает и плен. Нельзя не сказать о зверствах бандитов, которые они творят над бессильными и безоружными. Всероссийской болью отзывается в нас гибель простого русского солдата Евгения Родионова, который и в плен-то попал будучи контуженным. Ваххабиты обезглавили его лишь за то, что Евгений не снял с себя православный нательный крест. Русская церковь молиться о нем и, думаю, в ближайшее время рассмотрит вопрос о его канонизации.

Немало и безвестных героев, тех, о ком не напишут и не скажут. О подвигах, которых не успеют рассказать военные и гражданские журналисты. Каждый погибший на этой войне так или иначе делает большое, освободительное от ваххабитской заразы, очистительное дело. И пусть война незнаменита, но это война та, боль от которой проходит через наши сердца, та, о которой сказал Александр Твардовский:

Среди большой войны жестокой,
с чего, ума не приложу,
мне жалко той судьбы далекой,
как будто, мертвый, одинокий,
как будто это я лежу,
убитый, маленький, забытый,
на той войне незнаменитой,
забытый, брошенный лежу.

Гнев и отвращение вызывают у всех русских писателей суета и клевета вокруг Российской Армии так называемых демократических СМИ. Неспособные к возвышенному отношению, решительно ни к чему на своей земле они порочат Армию. Неспособные к состраданию, они тешат свои амбиции в якобы беспристрастном к ней отношении.

Нет, не таким было завещано нам отношение к своей армии нашими героями, нашими русскими мыслителями и властителями дум. Вот почему мы готовы повторить сегодня вслед за Михаилом Осиповичем Меньшиковым слова, с горечью произнесенные им еще в 1906 году, ибо уже и тогда находились в России псевдокритики армии. Вот что писал русский национальный публицист: "Есть заслуженные достойные офицеры, рыцарски верные Отечеству, которые говорят: "Мы не отказываемся от своего долга, но дайте нам возможность его выполнить. Не мы изменили Отечеству, а оно нам. Мы готовы умереть в битвах за Царя и за Родину, а не за... спекуляции каких-то авантюристов". Армия, приносящая себя в жертву, имеет право на то, чтобы в мирное время она была подготовлена к войне, чтобы батареи, крепости и флоты были не на бумаге... Армия имеет право на то, чтобы война - раз решаются на нее - была хорошо обдумана, обеспечена мощными союзами, обставлена теми гарантиями победы, какие дает дипломатия, финансы и военное искусство". Ну разве не о сегодняшней войне идет речь в этих словах? И разве можем мы не подписаться мы под каждым из них?

Вот чего никак не могут понять наши псевдокритики армии: они не могут понять ее извечного духа, ее национальной, а применительно к России и многонациональной, но единой и единодушной идеологии. Ее опять-таки блестяще сформулировал вышеупомянутый Меньшиков: "Военная служба преимущественно перед всеми держится на идеализме, совершенно бескорыстном, на поэзии дела, на той священной религии патриотизма, без которой солдат - пушечное мясо... Военное сословие нужно держать в особой атмосфере, насыщенной мыслью о войне, поэзией войны, религией войны".

Вот почему нам совсем не все равно, кто и что пишет сегодня о нашей армии. Равно как и то, что нам не все равно, что в ней читают.

От имени русских писателей мы хотели бы пожелать такого единства в Российской Армии, когда каждый высокий офицерский чин мог бы обратиться к своим солдатам словами фельдмаршала Кутузова: "Я счастлив предводительствовать русскими! Но какой полководец не поражал врагов, подобно мне, с сим мужественным народом! Благодарите Бога, что вы русские, гордитесь сим преимуществом и знайте, чтобы быть храбрым и быть победителем, довольно быть только русским!"

 
2.

После поездки писателей в Чечню случилось страшное. Погибла 6-я рота, рота бессмертных героев.

Велика потеря! Море скорби разлилось над Россией. Невосполнима утрата. Время, к сожалению, не залечит ее.

Утешение следует искать лишь в том, что воины ВДВ, воины 6-ой роты, сражались и погибли, как герои. Их нельзя упрекнуть в малодушии, и не их вина, что они рано ушли из жизни.

В январе месяце писатели России были во многих воинских частях и подразделениях в Чечне, в тот день, когда мы улетали оттуда, прилетели псковские десантники. Мы проводили там свой пленум в воинских частях. Мы встречались и говорили с мужественными, смелыми и закаленными людьми. Они были сдержанны и немногословны, но они знали, за что воюют и почему они там воюют. Воюют на земле России, не давая раздувшимся от зарубежных и мафиозных вливаний сепаратистам и бандитам отрезать кусок за куском от общего Отечества.

Отвечая западному журналисту на вопрос: "Зачем вы, писатели-гуманисты поехали туда? Я сказал: "Мы не можем больше терпеть клевету на нашу армию, на наших солдат, на наших генералов. Гуманизм состоит в том, чтобы поддержать и защитить праведных. Мы протестуем, чтобы порочилось святое на Руси имя защитников Отечества. Это люди чести, достоинства. Это замечательные граждане нашего Отечества". К ним принадлежат и псковские героические десантники, рыцари и, по высшему счету, сотоварищи, соратники, спасители России.

Ибо, как сказано в Евангелии "нет больше той любви, как если кто положит душу за други своя". 6-ая рота положила душу за други своя, за всех нас.

В Древней Греции 300 спартанцев во главе с мужественным царем, их предводителем, Леонидом сражались и погибли в Фермопильском ущелье в битве с многопревосходящими их персами, что пришли покорить, расчленить и уничтожить их Родину - Грецию. Они погибли, но не пропустили врага. Воины-спартанцы вошли во все мифы и легенды Греции и мира. Аргунское ущелье стало Фермопилами русских воинов.

Я обращаюсь к собратьям, писателям, журналистам Москвы, Пскова, всей России: мы обязаны воссоздать подвиг мужественных псковских десантников, этой бессмертной мужественной роты, роты панфиловцев. Командир батальона майор Марк Евтухов, погибая, вызвал огонь на себя, его солдаты взрывали себя последней гранатой вместе с врагом. А мы еще вчера сомневались: способно ли нынешнее поколение защитить Родину. Скорбя и печалясь, мы обязаны возвышать их героизм, их имена должны быть известны тысячам и миллионам, выбиты на граните и в памяти соотечественников. Пусть в школах, на предприятиях и в воинских частях сделают памятные уголки, комнаты, в их память, установят мемориальные доски, пусть будут написаны о них очерки, статьи, книги.

На памятнике спартанцам высечена надпись:

- Путник, если ты будешь в Спарте, то возвести... что мы пали здесь верные своему долгу.

Мы должны знать и возвещать, что псковские десантники пали верные своему долгу. Мы должны знать, что 6-ая рота вошла в бессмертный Пантеон сынов России. Склоняя сегодня голову перед истинными сынами Отечества, прося прощения у родных и близких, мы говорим: "Вечная память героям! Вечная им слава!" И обращаемся со словами: "Помяни, Господи, души усопших воинов. Пусть будет земля им пухом".

P.S. На поминках. после поминального, торжественного и покаянного слова маршала Сергеева и других военных говорили отцы погибших. Один из них сказал: "У меня Горе. Спасибо за то, что разделили его со мной. У Вас меньше сейчас солдат. Мы, отцы, посоветовались и готовы стать в строй. Мы еще молоды, нам по 40 - 45 лет, и мы умеем стрелять". Второй - тоже говорил о своей беде и сказал: "Одно утешает - он погиб за Россию. Я живу в Крыму. Я хочу, чтобы побеждала Россия!"

содержание   наверх   далее
ИСКОМОЕ.ru
Расширенный поиск
Каталог Православное Христианство.Ру