На первую страницу сайта

«ПО СВОЕЙ ЗЕМЛЕ ХОЖУ»


содержание

Белоруссия: у братьев, у союзников, у друзей...

Мы в Белоруссии. Мы не агитбригада, не гастролеры, не зазывалы - мы приехали к своим собратьям, друзьям и сотоварищам. Приехали, чтобы рассказать о русской литературе, о наших творческих успехах, о бедах, о несбывшихся надеждах и оправданных ожиданиях, о премиях, о планах. Мы хотели встретиться с давними друзьями - белорусскими писателями, с нашими читателями, с народом Белоруссии. Из нас никто не обманывался лжеинформацией, навязываемой нам антибелорусскими телевизионными компаниями. Но мы понимали, что там есть свои сложности, противоречия, и хотели бы их знать, чтобы получить непредвзятую картину жизни белорусов. В наши планы входило поддержать идею создания белорусско-русского Союза писателей и издателей; организовать обмен полосами, материалами, изданиями; провести совместный семинар-встречу молодых писателей России и Белоруссии; провести пушкинские праздники на белорусской земле.

Такой представительной делегации русских писателей, многие из которых с мировым именем, в Белоруссии не было и в советское время. "Это потому, что мы "незалежни", - сказал один из оппонентов. "Это потому, что белорусы - настоящие друзья, союзники, братья", - отвечали мы.

"У России нет союзников, кроме армии и флота", - говорил император Александр III. И еще все знали, что Сербия - наш извечный союзник. Но вот и этого союзника предали. Как же заставить отвернуться от России еще одного ее беззаветного друга - Республику Беларусь, ее народ? Уж они-то, русофобы и американофилы, знают: надо натравить на объект прессу, исповедуя древний принцип: "Клевещите, клевещите, что-нибудь да останется".

Николай Васильевич Гоголь в свое время сетовал, что велико незнание России посреди России.

К сожалению, это было так. Как же плохо мы все-таки знали собственную отечественную историю, истоки ее. Как плохо мы знали друг друга. И, только потеряв многое, мы стали обостренно чувствовать эту потерю. Вот отношение к этому потерянному нас всех и характеризует.

У Михаила Николаевича Алексеева в его драматическом романе "Драчуны" (это первый роман, в котором рассказывалось о бедах 1933 года) лирический герой рассуждает: "Вот когда что-то потеряешь, а потом найдешь, это вдвойне дорого. Пятак становится десятиалтынным, а палочка становится настоящим посохом".

Мы многое потеряли за эти годы, потому что были небрежны к собственной отечественной истории, собственным руководителям. Мы считали: руководят, и Бог с ними. А нам надо было их своевременно поменять. Изменить многое надо было, но не так, как изменяли. Мы изменили так, что потеряли все социальные завоевания, а геополитически Россия оказалась урезанной, обрезанной. 25 миллионов соотечественников оказались за ее рубежами. Хорошо тем, кто живет в такой дружественной стране, как Белоруссия. А ведь у некоторых совершенно невыносимые условия. Часто, обращаясь к нам, плачут наши соотечественники в Таджикистане, в так называемых цивилизованных странах Прибалтики.

Думаю, что и мы, литераторы, тоже несем за это долю ответственности. Василий Васильевич Розанов говорил о той роли, которую играла и играет литература в России. "Поскреби и везде найдешь - в нашем общественном или каком-то явлении обязательно литературный след". Литература всегда была многим для русских людей. И особенно в XIX веке. Она испытывала ответственность за катастрофы, за то, что не смогла предупредить или не смогла достучаться до сердца.

Ведь предупреждал же Достоевский о бесах, которые обрушатся на нашу Родину. А кто-то другой, тот же наш великий Лев Николаевич Толстой, убаюкивал? Он восклицал, иногда не там, где надо.

Литература сегодняшнего дня тоже несет свою долю ответственности за то, что произошло в стране. Как-то не углядели мы, не смогли создать то состояние предупреждения, которое бы оградило нас. Конечно, это дело не только литературы. В других странах вообще никто не обращает внимания на литературу. Сколько приходилось бывать в Европе, в Америке, в Японии, в других странах. Она занимает ничтожное место в жизни людей. Там упражнения в словесности, упражнения в языке. А в духовной жизни, пожалуй, ни у одного народа литература не занимает столько места, сколько в истории славянских народов. И вот когда мы были разгромлены, когда распался Союз, когда казалось, до литературы ли сейчас нашим людям (бедность, нищета, пороки окружают, надо выживать, нужна ли литература?), наш русский читатель все-таки ответил: "Нужна!" Был период, видимо с 1989 по 1993 год, когда залы не заполнялись, появились новые кумиры, светочем духовной жизни стали "Огонек", "Московский комсомолец" и другая духовно-порнографическая литература. Сейчас снова полны залы, люди приходят к литераторам, правда, не ко всем. Наш Союз писателей России несет свой крест. Свой крест ошибок, но и свой крест ответственности. 95 - 97 процентов всех литераторов России входит в наш Союз. Наверное, на Конгрессе интеллигенции, что созван правящим режимом, кто-то из писателей был. Но из нашего Союза никого там не было. Там были другие люди, кому чужда наша отечественная культура, дух нашего народа. Если не имеешь духовных ценностей, не ценишь ценностей всего народа, если не ценишь великих традиций собственной литературы, то никакие общечеловеческие, или то, что так называешь, не являются таковыми. Посмотрите, кто возглавлял наших оппонентов.

Вот председатель Союза, который нам противостоит, Е. Евтушенко. Где он нынче? В Америке, преподает в одном из университетов. А где витий, который призывал все разрушать, который помогал брать суверенитета сколько хочешь, который поддерживал лозунг: все хорошо, что не запрещено законом? Где этот Виталий Коротич, о котором нам говорили украинцы: "Мы вам - Чернобыль, а вы нам - Коротича"? Так вот этот Коротич преподает в Бостонском университете. А где тот, кто говорил, что дети Арбата - единственные, кто пострадал от системы, что их надо лелеять и холить? Где этот Анатолий Рыбаков, получивший сотни тысяч долларов? Там же, в Калифорнии. Где этот умащивающий души наших детей, утверждавший, что наша детская литература состоит из трех человек: Маршака, Барто и Михалкова, а он - Алексин - четвертый. Где Алексин? В Израиле живет, процветает. Да еще миллиард денег ухватил из Детского Международного фонда. Вот эти люди. Я испытываю большое удовлетворение оттого, что они преподают в американских университетах, а не в наших. Вот пусть американцы познают цену этой фальши и лжи. Они тоже люди трезвые, постепенно разберутся. Тем более что уже плач раздается: ох, как нам тяжело и нехорошо в Америке!

Недавно прочитал в журнале "Знамя", издающемся на деньги Сороса, повесть Василия Аксенова о том, как "бедному" режиссеру, который считал себя русским, тяжело в Америке. Вот он приехал, а его не понимают, а он хотел бы преподавать по системе Станиславского. Да кому нужна система Станиславского в Америке? Кому вы вообще нужны там? А если ты нужен народу, то остаешься с ним. Тяжело народу - тяжело тебе.

И тем не менее каждый из русских писателей свою долю ответственности несет и пытается сейчас ответить на многие вопросы. Я говорил уже о Петре Лукиче Проскурине. Его роман "Седьмая стража", пытается дать ответ на вопрос: "Как выйти из этой ситуации? Какими путями? Какие сверхусилия надо приложить, чтобы преодолеть эту беду?" Он дает ответы. Да, что-то нелегко читать, что-то замаскировано, что-то не сразу становится ясным. Так же, как в романе-завещании "Пирамида" Леонида Максимовича Леонова. Этот роман - завершающий знак XX века.

Мы проехали по Белоруссии, мы восхищены встречами, мы знаем многие сложности и трудности, которые в республике есть. Но понимаем, что есть и большие завоевания. Мы сладкоголосых певцов свободы, демократии видели. Но где ныне в России те шахтеры, которые митинговали во имя "свободы" и "демократии" и каких-то других ценностей? Они тогда утверждали новую власть, новую систему? Ныне они у себя на шахтах по нескольку месяцев не получают денег. Где те младшие научные сотрудники, которые совершали перевороты и говорили: "Мы наконец-то выходим на общеевропейские цивилизаторские ценности"? Они изгнаны из научно-исследовательских институтов. Они в лучшем случае "забивают" деньги на рынках, и если у них есть дачные участки, то кормятся оттуда. Конечно, кое-кто и прорвался. Научный сотрудник Бурбулис, научный сотрудник Гайдар. Прорвавшись к власти, они показали собственную бездарность и неумение.

В России катастрофический спад производства, распад экономических связей, нищета, безработица, беспризорность. Но ведь не будешь же говорить об экономическом провале Белоруссии.

Опасно об этом вещать нашей демократической прессе. У нас-то только у Чубайса и его группы именитых "писателей" да у некоторых банкиров доходы денежные выросли, а у остальных, сплошь и рядом, бедность и жалкое существование.

И здесь, дабы не лезли в глаза сравнения, в ход пошла оголтелая клевета, политическая порнография, мифы о белорусском тоталитаризме. Каждый день НТВ запускало очередную "утку" о попрании свободы, находили даже свидетелей типа погромщика империи СССР Шушкевича. Особенно часто предоставляли микрофон Василю Быкову. Тот вовсю проклинал местную несвободу. А президент Белоруссии при нас отозвался о нем как о большом писателе и даже дал согласие представить его к награде орденом "Дружбы народов" России.

Союз писателей призвал русских писателей не сотрудничать с НТВ из-за его антибелорусской, антирусской позиции. (Логика русофобии привела эту компанию к кощунственному показу антихристианского фильма.). Но в общем-то народ русский не верил клевете. Он ведь уже убедился, что значат восклицания о свободе у "нашего" телевидения.

Нужен был новый виток затуманивания общественного сознания. И появился Шеремет. История докажет, был ли он жертвой или сам проявлял необходимое для хозяев рвение. Но на несколько месяцев с экранов исчезли хлеборобы Могилева, машиностроители Минска, обувщики Витебска, партизаны Бреста. Исчез союз двух государств, исчезла Белоруссия. Был лишь Шеремет.

Один "олимпийский" политик, т.е. человек, пребывавший на вершинах отечественной политологии при Сталине, Хрущеве, Брежневе, Горбачеве, да и нынче не последний, сказал умудренно и покровительственно: "Не позволят американцы соединиться Белоруссии с Россией - иначе вся их геополитика рухнет".

Да, неплохо знает мудрый международник американцев. Но недостаточно хорошо - русских и белорусов, да и вообще славян.

Ведь кто только не пристегивал Белоруссию к Западу - и короли Польши, и немецкий кайзер, и топал по ней Наполеон, и Гитлер уничтожал каждого третьего белоруса - ан нет, стоят белорусы.

Из себя выходят ОРТ и НТВ: в России им не верят. А в Белоруссии яростно рассердились. На встрече с писателями России президент Белоруссии сказал: "С 86 до 56 упал процент желающих входить в союз с Россией. Большинство обращалось к главе государства, возмущались: "Ну зачем нам с этой страной соединяться, смотрите, что они о нас передают!"

Нет, братья, вы не правы: не надо смешивать телевизионную трескотню с истинными чувствами миллионов людей, которые вас любят, помнят совместные героические усилия в дни Великой Отечественной, ваш великий партизанский подвиг, культуру Белоруссии, ее прекрасный певучий язык.

Одна из главных ценностей, которая безусловна в наши дни, для России - это союз с народом-братом. Это сердцем и душой почувствовали народы, и это уразумела власть.

Договор о союзе подписан. На первый взгляд это юридическая формальность, ибо странно удостоверять кровное родство между братьями, но силой антиправославного мира наш общий дом разделен ныне на коммунальные комнаты, с заложенными кирпичом соединяющими коридорами.

От нас же требуются постоянные усилия, самоотверженность, выполнение обязательств. Вот об этом и говорили на встрече деятели культуры России и Белоруссии.

Мы заключили союз о совместной деятельности. Наметили и уже частично осуществляем организацию наших литературных связей. После распада СССР впервые журнал писателей России "Наш современник" напечатал произведения белорусских писателей, то же сделала газета "Литературная Россия". Возобновили публикации наших белорусских собратьев в "Роман-газете", журналах "Москва", "Бежин луг".

Намечено провести дни белорусской литературы в ряде областей.

В последний день пребывания в Белоруссии нашей делегации состоялась встреча с президентом Лукашенко.

Президент Белоруссии воспитан на традициях великих культур. Поражает его кругозор, четко разработанная славянская платформа единения, геополитическая информированность и человеческая чуткость. Особенно важно, что он понимает роль Православия как одной из главных скреп в нашем союзе. Он убежден, что христианские ценности - главная основа жизни, именно на них покоится наша мораль, и она основа всяческих добродетелей и жизнестойкости.

Дни русской литературы закончились, и осталось впечатление от них, как о днях взаимопонимания, уважения и дружбы. И еще - что они будут повторяться...

1997

содержание   наверх   далее
ИСКОМОЕ.ru
Расширенный поиск
Каталог Православное Христианство.Ру